Решеня педагогических ситуаций, страница 2

b) Учителя:

“Ученик отказался выполнить просьбу выйти из кабинета, так как его необходимо закрыть[дорогостоящее оборудование]. используя свои  навыки общения, заставил ученика покинуть кабинет"

3) Анализ мотива:

a) Ученика: Ученик, судя по всему, переживает кризис, при котором, по Выготскому, он хочет чувствовать себя взрослым. И, вступая в конфронтацию с учителем, старается показать, что он взрослее, чем он есть, всему классу.

b) Учителя: Учитель, замечая откровенную конфронтацию и конфликт с учеником, вынужден применять различные методы уговоров, для того чтобы ученик выполнил его требования.

4) Личностная позиция учителя:

Неприязнь. Ученик далеко не первый раз осознанно создает конфликт с учителем, желая, по всей видимости, самоутвердиться.

5) Содержание отношений: отношения нейтралитета (невмешательства)

6) Что нового учитель узнал из ситуации:

Судя по результатам данной ситуации учителю необходимо искать новые пути разрешения конфликтов с учениками, причем делать это не в теории, а только на практике. Так как все теоретические модели разрешения конфликтов, построенные учителем, оказались недействительными.

lll. Ситуация отношений:

1) 7 класс, пятница, 3 урок. После урока ученик подошел к учителю, и задал  вопрос по поводу прошедшей на прошлом уроке контрольной работы. В результате разговора его тема постепенно потеряла отношение к физике.

2) Ситуация глазами:

 a) Ученика: "Получив за контрольную работу оценку, которая меня не устроила, я подошел к учителю, чтобы он мне объяснил, на каком основании мне поставили  эту оценку. В результате я получил доказательство того, что оценка поставлена верно и объективно. А так же поговорил с учителем на темы, касающиеся моей личной сферы интересов."

b) Учителя: "После окончания урока ко мне подошел один из учеников, и попросил меня объяснить, почему он получил за контрольную работу оценку ниже, чем он ожидал. Я подробно проанализировал его решение и доказал ему верность оценки, после чего тема нашего разговора изменилась и мы поговорили уже не о физике, а о нашем, как оказалось, общем интересе, никак не связанном с предметом физики".

3) Анализ мотива:

a) Ученика:  Судя по всему, ученик, если брать за основу периодизацию Выготского, переживает кризис младшего школьного возраста, где основной деятельностью является как раз учеба. Он очень трепетно относится ко всем своим оценкам и старается учиться. Соответственно, он хочет знать основания, по которым ему выставляют оценку.  Получив желаемое ученик "расслабился" и поменял тему разговора на более нейтральную и более ему близкую.

b) Учителя: Учитель, выставляя оценку за контрольную работу, должен знать и уметь объяснить, за что он поставил именно эту оценку. Поэтому не составило никакого труда ответить на вопросы ученика, при этом углубив его знания в решении задач и в тебе в общем. Выполнив эту цель, учитель не против был поговорить с учеником не как со своим подопечным, а как с равным ему по возрасту, чтобы кроме углубления знаний по предмету, поднять самооценку ученика, которой, судя по тому, как ведет себя ученик, ему не хватает.

4) Личностная позиция учителя:

К данному ученику отношение учителя близко к нейтральному, так как ученик ничем не проявляет себя на уроках и никогда не стремился ранее вступать в диалог с учителем. Одной из целей данной ситуации была попытка наладить контакт с данным учеником.

5) Содержание отношений: отношения нейтралитета (невмешательства)

6) Что нового учитель узнал из ситуации:

В результате ситуации учитель понял, что необходимо более качественно относиться к выставлению оценок, а в частности к объяснению причин выставления именно определенной оценки. А так же понял необходимость личностного общения с каждым учеником. для того чтобы лучше понимать весь класс в целом.