Изучение мотива святости в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив. Таков мотив в лирических отступлениях Н. В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (1840 г.), в стихотворении «Бесы» (1830 г.) А. С. Пушкина, «Родина» (1841 г.) М. Ю. Лермонтова, «Тройка» (1846 г.) А. Н. Некрасова, «Русь» (1915 г.) С. А. Есенина, «Россия» (1908 г.) А. А. Блока. Можно говорить об особой роли как лейтмотива, так и мотива в организации второго тайного смысла произведения, другими словами – подтекста, подводного течения.

В русской литературе изучались следующие  мотивы:

·  Мотив пути (Ипполитов 2000)

·  Мотив странничества (Никитина 1999)

·  Мотив хождения или хожения (Опарина 1998)

·  Мотив святости (Федотов 1931)

·  Мотив бродяжничества (Розенфельд 1930)

Состоящая работа посвящена изучению мотива святости в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

Прежде чем рассматривать вопрос о смысловом наполнении данного мотива в произведении А. И. Солженицына, обратимся к понятию святости в русской литвокультуре. 

Далее как отмечает Топоров В. Н. понятие «святой» не указывает на изначальную безгрешность человека, а предполагает особое состояние его души, которое его соединяет с Богом посредством благодати, освящая (очищая) человека. Это состояние оправданного от вины человека перед Богом. Христос (Спаситель) спасает людей от грешной жизни, делая их святыми. Святость – условие, без которого невозможно находиться в полной близости со святым Богом в раю (Топоров В. Н. 1995). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).             Слово «святые» в Новом Завете употребляется апостолами по отношению к членам церкви Божьей (невесты Христа), среди которых был те, образ жизни которых раньше отличался особой безнравственностью (блуд, проституция, мужеложство, пьянство, разбой). «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но  оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). «Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная», - сказано в (Послании от Павла к Римлянам)

Героями многих литературных произведений были святые: Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, и др. Эти люди воплотили в своей жизни христианский идеал, они стали своеобразными эталонами святости своей эпохи. Поэтому мотив святости является характерным мотивом для русской культуры и литературы. Мотивом святости занимались Г. П. Федотов, Д. С. Лихачёв, В. Адрианова-Перетц.

2 глава

А. И. Солженицын занимает особое место в русской литературе второй половины XX века. В его творчестве нашли отражение многие мотивы характерные для русской литературы. Одним из мотивов является мотив святости. Проследим его наполнение на материале рассказа Солженицына «Матрёнин двор». Известно, что рассказ написан на реальных событиях. Он приехал учительствовать, и его поселили  в дом к Матрёне Васильевне Захаровой. Автор акцентирует внимание на таких качествах своей героини как:

-  Любовь к людям

-  Кротость

-  Добродетель

Урманов пишет о таких переплетениях как «Житие Сергия Радонежского» и рассказ «Живые мощи». «Черный антимир не смог победить Матрёну, и видимо потому страшная смерть не исказила её светлого облика: А в гробу лежала Матрёна. Чистой простыней было покрыто её отсутствующее изуродованное тело, и голова охвачена белым платком, - а лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое. Как известно в древнерусской живописи краски образуют иерархию, в которой цвет белый занимает место господствующее и обозначает «центр божественной жизни». В Евангелии белый цвет является одним из проявлений (или признаков) духовного преображения

Похожие материалы

Информация о работе