Административно-правовой статус физических лиц

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

I.  Понятие, признаки и структура АПС ФЛ.

Административно-правовой статус физических лиц (АПС ФЛ) – это определенное нормами административного права правовое положение ФЛ по отношению к иным субъектам права в административных правоотношениях.

Под физическими лицами понимаются:

          Граждане РФ;

          Иностранные граждане;

          Апатриды (лица без гражданства);

АПС является одним из видов отраслевых правовых статусов и производен от базового для всех отраслевых конституционно-правового статуса физического лица.

От иных видов правовых статусов АПС отличается по следующим признакам:

1.  Урегулирован административно-правовыми нормами.

2.  Имеет юридическое и социальное значение только в административных правоотношениях.

3.  Производен от конституционно-правового статуса ФЛ, детализирует и конкретизирует его.

Юридическое содержание АПС ФЛ определяется юридическим содержанием его элементов. К ним относится:

1.  Общие и специальные административные права.

2.  Общие и специальные административные обязанности.

3.  Административные гарантии прав граждан.

4.  Административное ограничение прав граждан.

5.  Ответственность ФЛ в административно-правовой сфере.

В зависимости от юридического наполнения каждого из элементов все АПС делятся на:

1.  Общий АПС – установленное нормами административного и конституционного права базовое правовое положение ФЛ в административных правоотношениях. Распространяется на всех ФЛ.

2.  Специальные АПС – установленное нормами административного права  правовое положение отдельных категорий ФЛ в административных правоотношениях. Подразумевает наличие специальных административных прав, обязанностей, видов и порядка ответственности и т.д. Например, специальными АПС обладают водители, студенты, государственные и муниципальные служащие, судьи, судебные приставы-исполнители и т.д. Специальные АПС в большинстве своем временны.

II.  Административная правосубъектность.

Необходимым условием наличия у ФЛ АПС является обладание его административной правосубъектностью. Это собирательная правовая категория, которая включает в себя следующие категории:

1.  Административная правоспособность.

2.  Административная дееспособность.

3.  Административная деликтоспособность.

Наравне с АПС административная правосубъетность делится на 2 вида: общая и специальная. Общая необходима для наделения лица общим АПС, специальная же позволяет иметь и реализовывать специальные права, обязанности и гарантии, а также позволяет подвергать лицо специальным видам ответственности. Специальная административная правосубъектность возникает в момент наделения лица специальным АПС и прекращается одновременно со специальным АПС.

Административная правоспособность ФЛ – это потенциальная способность ФЛ иметь административные права и обязанности. Возникает в момент рождения и прекращается в момент смерти ФЛ.

Административная дееспособность – это способность ФЛ своими активными действиями реализовывать административные права и обязанности. Частично появляется в возрасте 6-7 лет, когда ФЛ поступает в школу и способно по уровню своего развития активно реализовывать свое право и одновременно обязанность на получение образования. Моментом наделения полной дееспособностью считается достижение ФЛ совершеннолетия. Моменты окончания дееспособности растянуты во времени. Например, ФЛ теряет возможность поступления на государственную службу в момент достижения обозначенного в законе предельного возраста. Также административная дееспособность может быть ограничена решением суда либо законом к определенным категориям граждан. Например, лишения ряда административных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Административная деликоспособность – это способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере. Возраст приобретения – 16 лет. Существуют некоторые ограничения и особенности административной деликтоспособности отдельных категорий ФЛ, однако это является следствием наделения их специальным АПС (госслужащие, инвалиды, беременные женщины, несовершеннолетние, индивидуальные предприниматели и т.д.)

III.  Общие и специальные административные права и обязанности.

Теория государства и права выделяет два понятия термина «право»:

1.  В объективном смысле – это система правовых норм, регулирующих определенную группу правоотношений.

2.  В субъективном смысле – это установленная нормами права мера возможного поведения лица.

В качестве элемента АПС нас интересует именно субъективное административное право ФЛ.

Общие субъективные административные права принадлежат всем ФЛ вне зависимости от статута. Такие права закреплены, прежде всего, в Конституции РФ. К ним относятся: право на получение в порядке конкурса высшего профессионального образования, право на равный доступ к поступлению на государственную службу, право на обращение в органы публичной власти и т.д.

Специальными правами наделяются ФЛ в зависимости от статута. Например, специальными правами наделены сотрудники милиции, МЧС, водители, студенты, преподаватели и т.д. Специальные административные права закреплены в нормах административного законодательства отраслевых нормативных правовых актов (ФЗ «О милиции», ФЗ «О государственной гражданской службе», Правила дорожного движения, Правила торговли и т.д.)

Похожие материалы

Информация о работе