Конституционное развитие в период Пятой республики по Конституции 1958 года

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

2. Конституционное развитие в период Пятой республики по Конституции 1958 года.

2.1 Структура Конституции.

Принятием новой Конституции предполагалось стабилизировать политическую систему путем «большой сбалансированности» всех видов власти и усилением независимости исполнительной власти. Исполнительная и законодательная власть должны быть разделены. Главную роль властвования отводили институту главы государства. Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона.

Структура Конституции была построена по схеме президент – правительство – парламент. Центральная роль отводилась президенту. Его права и обязанности были обозначены четырнадцатью статьями Конституции со ст. 5 по ст. 19. В ст. 5 указано, что Президент следит за соблюдением Конституции. Является гарантом национальной независимости, территориальной целостности государства, соблюдения соглашений Сообщества и договоров. Согласно ст. 6 Президент избирается на 7 лет путем всеобщего и прямого голосования.

Когда установления Республики, независимость национальной целостности и территории оказывались под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданной в соответствии с Конституцией нарушено Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента и с Конституционным советом ст. 16 Конституции. Согласно утвержденных статей Конституции Президенту была отведена роль «высшего арбитра». Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролировался. Для выполнения своей роли он был наделен широкими полномочиями, имеющими исключительный характер.

Президент имел право роспуска нижней палаты Парламента (ст. 12), что не характерно для президентских республик. Президент представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики.

Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия, такие как назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум, президент осуществлял единолично.

Остальные акты президента требовали министерского согласования и подписи, и, таким образом, политическую ответственность перед парламентом нес премьер-министр.

Согласно Конституции 1958 года Президент должен был избираться  Коллегией выборщиков, позднее эти выборы заменены прямыми.

2.2 Правительство.

Компетенции правительства были закреплены ст. 20 Конституции. Правительство на основании ст. 20 определяло и осуществляло политику нации. Права и обязанности правительства по Конституции были определены ст. 21, 22 и 23. руководил деятельностью правительства премьер-министр, который обеспечивает исполнение законно и несет ответственность за национальную оборону, осуществляет регламентные полномочия, назначает на военные и гражданские должности. В исключительных случаях он может вместо президента быть председателем на заседании Совета министров по поручению Президента и с определенной повесткой дня. В случае необходимости может быть председателем на заседаниях советов и комитетов национальной обороны.

Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер-министр осуществляет повседневное руководство внутренней политикой.

Конкретные формы взаимодействия президента и премьер-министра

Похожие материалы

Информация о работе