Определение соответствия вариационного распределения измеренной величины нормальному закону распределения, страница 9

5.  По результатам измерений построить вариационный ряд.

2.1.- среди измеренных величинах найти величину (хmin) с наименьшим значением и величину (хmax) с наибольшим значением.

2.2.-определить размах вариации R, представляющий собой разность между максимальной и минимальной вариантами совокупности (R = xmax- xmin).

2.3.-по числу элементов совокупности N определить число классов К, на которые следует разбить совокупность измеренных величин. При N≤100 число классов К определить по формуле K= 1+3,32 lg N, при N›100 число классов К определить по формуле K= 5 lg N .

2.4.-определить величину классового интервала λ, как частное от деления размаха вариации R на число классов К, λ =R/К = (xmax- xmin)/ К.

Если окажется, что λ=1, собранный материал распределяется в безынтервальный вариационный ряд; если λ≠1, исходные данные необходимо распределить в интервальный ряд. При этом точность величины классового интервала должна соответствовать точности принятой при измерении величин.

2.5.- определить ширину классов входящих в интервальный вариационный ряд. Ширина первого класса имеет протяженность от xmin до xmin+λ, т.е.[ xmin ÷ xmin+λ]. Ширина второго класса имеет протяженность от xmin+ λ +10-5λ  до xmin+2λ , т.е. [ xmin+ λ +10-5λ ÷ xmin+2λ], где 10-5λ незначащее число и применяется для того, чтобы разграничить числа находящиеся на границе классовых интервалов и используется во всех классах для различия начала нового класса от конца предыдущего класса. Ширина К-того класса имеет протяженность от xmin+(К-1) (λ +10-5λ ) до xmax, т.е. [xmin+(К-1) (λ +10-5λ ) ÷ xmax], где  xmax= xmin +К λ.

2.6.- найти среднее значение каждого класса хm. Среднее значение каждого класса равно полусумме  значений начала и конца класса без незначащего числа 10-5λ, т.е. хm=( xmin+(I-1) λ +xmin+Iλ)/2, где I принимает значения от 1 до К (I =1;2;…К).

2.7.- определить количество элементов n из измеренных N величин входящих в каждый класс, т.е. получить n1, n2,… nК

2.8. – определить относительную частоту рi попадания количества элементов ni из измеренных N величин в каждый класс, т.е. рi= ni/ N. Найти р1, р2,… рК.

На основании пункта 2 заполнить таблицу:

N=

xmax=                            xmin=                                  R = xmax- xmin=

K= 1+3,32 lg N=

λ =R/К = (xmax- xmin)/ К=

Классные интервалы

1

2

К

Границы клас-сных интервалов

[ xmin ÷ xmin+λ]

[ xmin+ λ +10-5λ ÷ xmin+2λ]

[xmin+(К-1) (λ +10-5λ ) ÷ xmax]

Среднее значе-ние классного интервала хm

xmin+λ/2

xmin+3λ/2

xmin+(К+1)λ/2

Количество ве-личин входящих в класс ni

n1

n2

nК

Частота попа-дания величин в класс рi= ni/ N

р1= n1/ N

р2= n2/ N

рК= nК/ N

m)I*pi

(xmin+λ/2)р1

(xmin+3λ/2)р2

(xmin+(К+1)λ/2)рК