Правовые акты органов Федеральной службы безопасности, страница 2

Подавляющее большинство  личного состава органов ФСБ являются военнослужащими.  Поэтому и регулирующие  их  деятельность  правовые акты имеют выраженную властную,  "приказную", категоричную форму и содержание.

Таким образом  правотворчество в системе органов ФСБ является необходимой деятельностью,  с помощью которой реализуется функция управления большим коллективом работников в важной сфере обеспечения государственной безопасности. И вместе с тем,  необходимо отметить,  что в органах ФСБ, как и в любой другой управленческой системе,  далеко не все явления и отношения  подлежат обязательному правовому регулированию,  и не по каждому случаю издаются правовые акты.  Не вызывающаяся необходимостью правовая регламентация малозначительных вопросов сковывает творчество и инициативу и может иметь отрицательные последствия.

2. Классификация правовых актов органов ФСБ

Правовые акты,  издаваемые в системе органов ФСБ,  можно классифицировать:  по юридической форме; по юридическим свойствам; по должностным лицам, их издающим; по адресатам (субъектам  правовых предписаний);  по порядку издания (принятия); по характеру и целям регулируемых вопросов.

По юридической форме акты подразделяются на приказы, указания, инструкции (правила) и положения. Кроме того, в числе актов, издаваемых органами ФСБ,  особое место занимают решения Коллегии,  которые принимаются по наиболее важным направлениям  деятельности и функционирования ее органов.  Решения Коллегии объявляются приказами за подписью Директора.

Приказ -  основной акт управления (нормативного или индивидуального характера),  обеспечивающий  организацию  повседневной деятельности органов ФСБ и содержащий предписания.

Указание - акт, издаваемый по отдельным конкретным вопросам деятельности органов  ФСБ,  как правило во исполнение приказов и инструкций.

Инструкция (правила) - нормативный акт,  издаваемый в целях регламентации оперативно-служебной деятельности органов  ФСБ и устанавливающий порядок и условия осуществления конкретных видов этой деятельности.

Положение (устав)  - нормативный акт, определяющий правовой статус органа (подразделения) или конкретной категории сотрудников.

В органах ФСБ могут издавться и иные  профессионально-служебные  документы  ( например,  обзоры,  ориентировки и др.). Однако они правовыми актами управления не являются, так как не содержат государственно-властных предписаний.

По юридическим свойствам акты управления подразделяются  на нормативные и ненормативные (индивидуальные).

В нормативных актах содержатся общие правила, предназначенные для неоднократного применения,  для регулирования однотипных отношений, принципиальных  сторон организации и деятельности органов ФСБ.  Они,  как  правило,  обращены  если не ко всем, то ко многим органам, подразделениям и должностным лицам.

Ненормативные (индивидуальные) акты управления,  в  отличие от  нормативных,  не вводят общих правил,  они всегда адресованы конкретным лицам и на основе  нормативных  актов  устанавливают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения.  Индивидуальные акты регулируют на основе общих правил (норм) отдельные случаи оперативно-служебной деятельности, определяют правовое положение конкретных должностных лиц.  К индивидуальным актам управления относятся, в частности, приказы о присвоении очередных воинских званий,  поощрении  отличившихся  сотрудников,  наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и воинской дисциплины и т.п.