Тяжба на европейском уровне. Международные коммерческие арбитражи, страница 2

Сторона, обращающаяся в арбитраж в третьей стране, сталкивается с множеством вопросов. Предположим, что (как зачастую и бывает) контракт содержит ссылку на арбитраж в соответствии с арбитражным регламентом Арбитражного института Стокгольма. Что делать дальше? Как найти арбитра?

Если стороны не договорились о том, что разбирательство будет вестись только одним арбитром (которого обычно назначает сам арбитражный институт), каждой стороне необходимо найти подходящего арбитра. Для этого можно, к примеру, спросить совета соответствующего арбитражного института: в некоторых из них есть список возможных арбитров, другие могут дать рекомендацию более общего плана. Следует отметить, что в России уже немало юристов с богатым опытом в области международного коммерческого арбитража, которые, безусловно, могут рассматриваться сторонами для назначения в качестве арбитров.

У российской компании, столкнувшейся с арбитражем в Стокгольме (Париже, Женеве или другом месте), может возникнуть вопрос, нужен ли ей местный юридический представитель. Ответ: можно обойтись и без него. Важнее наличие у вашего юридического представителя опыта в области международного коммерческого арбитража. Если это так, то ничто не мешает российской компании быть представленной русским юристом в разбирательстве за границей.

С другой стороны, достоинством местного юридического представителя, конечно, является то, что у него имеются знания и опыт работы с местным арбитражным законодательством и арбитражной практикой, которые могут оказаться полезными в ходе арбитражного разбирательства. (Хотя такие местные особенности становятся все менее существенными, так как в области международного арбитража во всех странах уже много лет происходит процесс унификации.)

Как сотрудничать с юридическим представителем? Этот вопрос необычайно важен и не всегда хорошо осознается компаниями, у которых нет опыта в разрешении споров через арбитраж. В худшем случае бывает, что компании рассматривают юридического представителя не более как ассистента в написании юридических документов, хотя и очень дорогого ассистента. Другими словами, компании ожидают от юридического представителя написания хорошо выглядящих заключений и документов по делу, в строгом соответствии с их инструкциями и идеями, и не более того.

Однако немногие из опытных юристов согласятся с такой ситуацией. Это весьма нерациональный и неэффективный способ предоставлять юридическую поддержку компании клиента.

Юридический представитель должен играть важную роль и в написании документов в связи с арбитражем, и в определении всей стратегии в конкретном деле.

Во взаимоотношениях между юридическим представителем и клиентом не раз случалось, что юридический представитель предлагал линию поведения, которой лучше придерживаться в работе по исполнению спорного контракта, так как вполне возможна ситуация, когда работа по нему продолжается и после возникновения спора и подачи арбитражного иска. Тем более что и успех арбитража зависит не только от того, как стороны представят свои позиции в разбирательстве, но и оттого, как ведется работа по контракту в настоящее время и как ведут себя стороны. Например, юридический представитель может порекомендовать стороне отказаться от заключения контракта с конкурентом противоположной стороны спора — из-за того, что такие действия могут быть негативно истолкованы арбитрами, которые, возможно, признают правомерным выдвинутый противоположной стороной аргумент о ненадлежащем расторжении контракта. Таким образом, для повышения вероятности успеха арбитражного разбирательства решающе

важным является то, что в обязанности юридического представителя должно включаться не только формулирование юридических аргументов и составление письменных заявлений, но и всеобъемлющая оценка возможного стратегического и экономического влияния арбитража на соответствующую сторону. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо, в частности, чтобы юридический представитель мог напрямую связываться с лицами в компании

стороны, уполномоченными давать информацию, необходимую для подготовки дела клиента в арбитраже;

— чтобы юридический представитель имел право в случае необходимости и с согласия клиента привлекать сторонних экспертов для подготовки специальных (например, технических или юридических, по специфическим вопросам права) заключений;

— чтобы юридический представитель участвовал в принятии различных стратегических решений, которые прямо или косвенно могут влиять на ход арбитражного разбирательства;

— и, безусловно, чтобы юридический представитель в обязательном порядке был извещен о любых попытках заключить мировое соглашение внесудебным путем; желательно предоставить ему возможность участвовать в обсуждении сроков и формулировки такого мирового соглашения.

Юридический представитель должен оценить спор с точки зрения его угрозы коммерческой деятельности компании. Он должен обладать всеми полномочиями для управления процессом его разрешения. Важно, чтобы у него было правильное понимание юридической основы спора. Важно также, чтобы юридический представитель имел представление о политике и ожиданиях компании в отношении спора для адекватного распределения времени и расходов при работе по делу.

Нет худа без добра. Положительной стороной арбитражного разбирательства является то, что тесное взаимодействие с юридическим представителем часто делает очевидными недостатки бизнес-политики, контрактной работы и администрирования компании в целом, что является хорошим толчком к исправлению этих недостатков. Это, в свою очередь, препятствует возникновению споров в дальнейшем .