Философия, ее смысл и предназначение. История возникновения и развития мировой философии. Диалектический метод познания. Логический позитивизм. Функциональные основы бытия

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ #1 Философия, ее смысл и предназначение.

Философия как форма общественного сознания, философия как мировозрение.

Ф - первая исотрически сложившаяся форма теоретического сознания,которая приобретает теоретический и понятийный характер.

Зарождение Ф совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Зарождаясь Ф включает в себя многие науки которые со временем отделяются друг от друга. Рождение Ф означало рождение понятийного мышления (мышления которое оперирует понятиями, категориями). Древние вообще и философы в частности пытались дать ответ на вопрос о происхождении вселенной человека и т.д. по этому Ф - учение о природе. Ф была первой исторической формой философского мышления. Древние Ф были и естествоиспытателями (Пифагор).В то время не разделяли на астрономию, физика, это все была Ф, но в дальнейшем с накоплением научных знаний произошло отпочковывание, и начался процесс расчленения знаний, постепенно от Ф отходили и чисто философские науки в 17-19 веках (психология, логика, автология (учение о бытии) , гносиология (теория познания)) Логика не формальная - идеалистическая. Логика идеалистическая - понятие условное это т.е. законы которые идут от первоисточников и применимы по сегодняшний день. Это законы правильности нашего мышления (закон черного и белого - ненарушение наших норм и правил нашего мышления).Мы будем изучать логику идеалистическую - Логику с большой буквы. В Философии нельзя разделять теорию познания и теорию развития. Процесс размежевания Ф со специальными науками усиливался долгое время и в 17-18 в.в. выделились науки: механика, химия, биология и др. Некоторые из ученых тогда считали что Ф способна ответить на все вопросы и тем самым абсолютизировали Ф. Но и наоборот были кто принижали роль Ф. Таким образом получался механический материализм. Кое-кто на западе (Декарт) считал что человек это тоже машина - руки,ноги,и др. т.е. свел механическую формулу движения к общественной. Известно, что человек действует не на основе, а при помощи своего мышления т.к. основой мышления является объективная реальность. Мысли человека рано или поздно, т.к. он может мыслить понятиями,расщепляются на две сущности мир объективных и субъективных реальностей. Объективная - существует не зависимо от сознания человека, его мышления. Субъективная - реальность связанная с мышлением человека, это его знания, переживания,планы, мечты и т.д. Два этих фактора и третьего нет. Получается, что для выяснения отношения человека к миру, его место в мире, необходимо выяснить вопрос о соотношении этой объективной и субъективной реальностей. Объективной в виде природы, общества, а субъективной в виде человека или группы людей. С одной стороны мышление субъекта, с другой бытие объекта. Существование объекта - это одно нечто материальное, существование, мышление, разум субъекта - идеальное. Их отношение - категориальное, субъектно-объектное. При рассмотрении отношения между бытием и сознанием можно заметить, что сознание должно управлять бытием (сознание активно воздействует на окружающий человека мир). Что первично, что вторично. Сознание, с одной стороны, влияет с другой является отражением самой действительности. Получаются две взаимосвязанные стороны: первая - что является определяющим из этих двух факторов, объективная или субъективная реальность; вторая - на сколько эта реальность познаваема. Это выступает основным вопросом философии.Наука, искусство,нравственность - это все вымысел или отражение действительности. Это вопрос не просто по первичности или вторичности чего-то, это вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Вопрос об отношении сознания к материи нельзя сводить к проблеме соотношения физиологического и психологического, т.е. речь идет не о том, что творится в мозгу человека при проведении какого-то расчета,а о творческом мышлении.Творчество совпадения, и как совпадает моя идея с объективной реальностью полностью или нет. Полуабсолютного совпадения нет, стол остается столом, а мои знания о нем - моими знаниями. Так же нет абсолютного тождества, есть абсолютное. Вопрос состоит в том, что может ли моя мечта, моя мысль воплотиться

Похожие материалы

Информация о работе