Функции менеджмента. Технология разработки и принятия управленческих решений. Стили руководства, страница 7

каждый уровень или ступень решают свои задачи и получают необходимую для них информацию.

Преимущества: использование общих правил и предсказуемость поведения всех звеньев организации (повышается эффективность при регулировании), ограничение управленческого диапазона работников.

Виды иерархических структур

1)  линейно-функциональная структура управления:

широко используется в условиях принятия рутинных и адаптационных управленческих решений.

Достоинства: высокая степень специализации структурных подразделений

Недостатки: система не гибкая, формализованная, имеется возможность искажения при передаче информации, низкая скорость передачи информации.

2)  линейно-штабная структура управления

 


Нижестоящие функциональные штабы не подчиняются вышестоящим, их задача помочь руководителю в принятии решений на каждом уровне.

Недостаток: решение принимают люди, которые не участвуют в его реализации + все выше перечисленные недостатки.

3)  дивизионная:

Используется в очень крупных организациях. Общее стратегическое управление осуществляется головной компанией. Для повышения гибкости в принятии управленческих решений и приспособляемости к изменениям внешней среды создаются отделения (профицентры), которые наделяются полномочиями оперативного управления.

Недостатки: большие затраты на административно-управленческие расходы из-за многоступенчатости и дублирования функций в каждом отделении, разобщенность функциональных отделов в каждом подразделении.

Органические структуры управления

Эффективны в условиях принятия адаптационных и инновационных управленческих решений, когда внешняя среда быстро меняется

Основные черты: гибкие (легко меняют форму), отсутствие четкой подчиненности и субординации.

Виды органических структур

1)  проектные органические структуры:

Используются для разработки проектов и реализации программ. Для этого создается группа специалистов, состоящая из работников разных специальностей. В процессе управления определяются цели и разрабатываются задачи для их реализации, назначаются ответственные за выполнение поставленных задач и осуществляется планирование и координация работ. После осуществления проекта группа распускается и перераспределяется по новым проектам.

Достоинство: эффективное текущее планирование проекта, жесткая ориентация на конечный результат.

Недостатки: дробление кадров по проектам, нет единства в организации.

2)  матричные органические структуры:

В основе структуры матрица распределения специалистов по программам и по функциональным отделам, т.е. создается двойное подчинение специалиста.

Руководитель организации (предприятия)

Отдел научных исследований

Менеджер по производству

Менеджер по финансам

Менеджер по персоналу

Руководитель программы 1

Специалист 1

Специалист 2

Специалист 3

Специалист 4

Руководитель программы 2

Специалист 5

Специалист 6

Специалист 7

Специалист 8

Руководитель каждой программы отвечает за ее реализацию в установленные сроки с запланированными ресурсами и качеством.

Достоинства: возможность реализации несколько программ одновременно, разгрузка руководителей программы от специальных управленческих функций.

Недостатки: угроза двойного подчинения, трудность в балансировке власти (идет борьба за кадры).

3)  бригадная органическая структура:

Отказываются от традиционного деления управлением персонала на 3 уровня, вместо этого создаются бригады руководителей разных уровней. Руководитель каждой бригады отвечает за выполнение объема работы данной бригады, одновременно является членом этой бригады и его премирование зависит от выполнения плана всей бригады руководителей.