Функции менеджмента. Технология разработки и принятия управленческих решений. Стили руководства, страница 5

Высший  или тоp –менеджмент – это люди, занимающие ключевые позиции в организации: менеджер-собственник, президент компании или генеральный директор, члены совета директоров и центральный штаб управления.

Деятельность топ-менеджеров заключается в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений компании с окружающей средой, при которой  компания может успешно работать и конкурировать.

Пример:

Миссия - ««Тефаль» ты всегда заботишься о нас», «Кухни «Командор» - всегда индивидуально».

Корпоративная стратегия завоевать или сохранить сегмент рынка.

Цель – увеличение или сохранение прибыли.

Способ – повышение качества продукции или качества продукции  и оказываемых услуг.

            Полномочия топ-менеджеров  заключаются в принятии решений по вложению инвестиций в новый производственный процесс, филиал, новый продукт, слияние с другой фирмой. Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, разнообразием решений, принимаемых в условии неопределенности.

Средний менеджмент состоит  из руководителей структурных подразделений, их заместителей (начальник цеха, заместитель начальника цеха) и начальников отделов (снабжения, сбыта, транспорта, склада).

Менеджеры среднего звена являются проводниками политики организации (передают информацию сверху вниз и снизу вверх), формируют тактические стратегии и осуществляют прямое руководство выполнения процессов и операций (выполняют функции планирования, организации, мотивации и контроля).

Тактика – планирование спроса, объема производства, выбор операционных ресурсов и определение затрат на эти ресурсы.

Низший менеджмент или менеджеры первого уровня– это управленческий персонал, который находится в непосредственном контакте с исполнителями (старший мастер, мастер смены, начальник участка, руководитель группы, бригадир).

Менеджеры первого уровня несут прямую ответственность за работу исполнителей, доводят до них планы работ, организуют процесс производства на своем отрезке работы, решают текущие проблемы, оптимизируют выделенные для их работы ресурсы. Их работа чаще всего несет рутинный, повторяющийся характер.

Для исполнителей менеджеры первого уровня являются их прямыми начальниками, с остальными руководителями они входят в контакт значительно реже.

Технологическое разделение труда – разделение по категориям работникам:

·  руководители - принимают решение из предложенных вариантов,

·   специалисты – проектируют и разрабатывают варианты решений, их  обосновывают и следят за соответствием их выполнения (инженер-технолог, инженер по качеству, инженер по автоматизации),

·  служащие – занимаются информационным обеспечением процесса: сбор, передача, хранение, обработка и обновление информации (диспетчер, бухгалтер, делопроизводитель).

Кооперация труда

Коллективные формы организации труда

            Кооперация – совместная работа всех органов управления для достижения общих целей или предназначения организации.

            Способ кооперации – это формирование организационной структуры управления.

Организационная структура управления позволяет объединить людей, отвечающих за разные виды деятельности в команды или группы, по тем или иным критериям, распределить между ними функции и полномочия и создать механизмы для обмена информацией и координации общих усилий (чтобы ни как лебедь, рак и щука).

Выбор типа группы зависит от целей организации. Исходя из этого, определяется число участников (не больше 20) и их подбор. Очень важно обеспечить группу необходимыми для ее работы ресурсами, установить статус группы, распределить роли каждого участника и степень его ответственности, наделить группу  определенными полномочиями и сферой влияния.

Малые группы предпочтительнее крупных, так как в них повышается персональная ответственность и интерес к работе. В больших группах низкая производительность работы, так как часто возникают конфликтные ситуации.