Функции менеджмента. Технология разработки и принятия управленческих решений. Стили руководства, страница 4

Характеристика

Авторитарный

Демократический

Принцип

Руководитель=распорядитель

Руководимый=подчиненный

Руководитель=координатор

Руководимый=партнер

Авторитет

По должности

По работе

Форма организации

Детальная организация исполнения работы

Общие организационные рамки исполнения работы

Вид решения

Единоличный

Коллегиальный

Вид распоряжения

Приказ

Просьба

Делегирование

Делегируются исполнительские задачи и ответственность за них

Делегируется общая постановка задачи и общая ответственность

Вид контроля

Контроль исполнения

Контроль результата

            В чистом виде приведенные стили руководства встречаются редко. На практике степень участия сотрудников в управлении может меняться на различных стадиях реализации решений.

·  Ситуационный подход

Стиль управления эффективно сочетает стиль поведения и личностные качества руководителя, т.е. руководитель лидер должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.

Поведение руководителя можно классифицировать по двум параметрам: внимание к подчиненным и внимание к производственной деятельности. Блейк и Мутон построили управленческую решетку, включающую пять основных стилей управления:

 «Забота о человеке»

«Забота о производстве»

9

Дом отдыха

Команда

8

7

6

5

Средняя организация

4

3

2

1

Мин.усилия

руководителя

Авторитет и подчинение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.1 Минимальные усилия руководителя приводят к тому, что из страха потерять работу люди хоть что-то делают;

1.9 «Дом отдыха» - руководитель сосредоточен на человеческих отношениях, но не заботится о работе;

5.5 Средняя организация – руководитель достигает приемлемого качества работы и неплохого морального духа;

9.1 Авторитет и подчинение – руководитель очень заботится об эффективности работы, но не о нуждах подчиненных;

9.9 Команда -  руководитель уделяет большое внимание и тому и другому фактору и добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации и выполняют работу максимально эффективно.

Виды разделения управленческого труда

Классификация кадров управления

Виды разделения управленческого труда:

1) Функциональное разделение труда

2) Структурное разделение труда

3)Технологическое разделение труда

Функциональное разделение труда – разделение труда менеджеров по функциям управления (для крупных организаций):

Структурное разделение труда – вертикальное и горизонтальное разделение труда (повсеместно).

Горизонтальное разделение труда  - это разделение труда по функциональным подсистемам.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления (на примере производства).