Общая экология: Методические указания по циклу семинарских занятий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

фактора по изменению их численности: выделение пределов толерантности, оптимальной и стрессовых зон. Определение и классификация экологических факторов, лимитирующих процветание организмов в заданных условиях. Обсуждение основных закономерностей (законов, правил) и механизмов адаптаций. Выявление и обоснование направленности адаптаций различных уровней (физиологических, морфологических, поведенческих) к влажности, освещенности и температуре среды на заданных примерах.

Занятие 2. Основные характеристики и структура популяции (2 часа).

Обсуждение основных свойств популяции как биологической системы. Расчет численности и плотности, рождаемости и смертности в популяции. Построение кривых выживаемости.  Поиск взаимного влияния структуры и количественных характеристик популяции. Уровень полиморфности и адаптивные возможности популяции. Биологический смысл изолированности популяций, выявление механизмов изоляции.

Занятие 3. Динамика численности популяций. Внутрипопуляционные механизмы регуляции численности (2 часа).

Основное уравнение динамики численности. Анализ моделей роста популяции на конкретных примерах. Поиск причин, лимитирующих рост численности. Выделение механизмов поддержания гомеостаза популяции. Обсуждение значения стабилизации численности для процветания популяции. Биотический потенциал и урожай в популяциях: обсуждение понятий и сопоставление величин. Возможности повышения урожайности природных популяций.

Занятие 4. Сообщество, экосистема: структура и свойства. Взаимоотношения организмов в сообществах (2 часа).

Определение и классификация типов взаимодействий между видами в анализируемых экосистемах. Определение положения и широты экологической ниши вида. Определение экологической стратегии вида и вероятность его присутствия в заданном сообществе. Совместная эволюция и адаптации видов в сообществе: поиск механизмов снятия конкуренции, компенсации воздействия хищников на популяцию жертвы, определения  широты спектра питания хищников.

Занятие 5. Трофические цепи и продуктивность экосистем (2 часа).

Определение трофических уровней и составление трофических цепей различных типов. Расчет количественных соотношений различных уровней в экологических пирамидах. Обсуждение компонентов уравнения энергетического баланса экосистемы. Выделение параметров системы, определяющих величины валовой продукции и общего дыхания. Расчет показателей продуктивности и оценка состояния экосистемы. Определение типов динамики экосистем, характеристика причин, направленности и длительности изменений. Антропогенные сукцессии: выявление закономерностей изменения состава, структуры и продуктивности сообществ. Обсуждение функций живых организмов в биосфере как глобальной экосистеме.

Модуль 2. Прикладная экология (5 час.)

Занятие 6. Экологические последствия загрязнения среды (2 часа).

Обсуждение основных путей поступления и переноса загрязнений в биосфере. Анализ последствий нарушения наиболее важных параметров среды обитания организмов. Влияние загрязнения среды на трофическую структуру сообществ. Выявление наиболее уязвимых компонентов биоценоза в заданных ситуациях. Обоснование последствий загрязнения на биосферном уровне: антропогенные нарушения круговорота веществ.

Занятие 7. Воздействие человека на биоту (3 час).

Обоснование значения биоразнообразия для экосистем и человечества, обсуждение проблемы снижения биоразнообразия. Поиск конкретных причин исчезновения или снижения численности вида в заданных ситуациях. Выявление и объяснение эффектов инсуляризации и фрагментации местообитаний для сообществ и отдельных популяций. Обсуждение последствий интродукции новых видов в сообщества, выявление механизмов воздействия вселенцев на коренных обитателей экосистем.

Модуль 3. Социальная экология (3час.)

Занятие 8. Взаимосвязь демографических и экологических проблем современности (2 часа).

Обсуждение и расчет основных демографических показателей. Выделение основных компонентов прироста населения. Обсуждение причин демографического взрыва и демографического спада в различных регионах Земли Анализ влияния стихийных бедствий на численность населения, сопоставление с темпами воспроизводства по демографическим данным. Оценка влияния пререпродуктивной и пострепродуктивной смертности на прирост населения. Сопоставление изменения рождаемости и смертности за последние 200 лет в различных странах. Определение типов и выделение отдельных фаз демографического перехода на конкретных примерах.

Занятие 9. Пути выхода из глобального экологического кризиса. «Экологический след»(1 часа).

Выделение основных глобальных проблем человечества. Поиск путей выхода из экологического кризиса. Обоснование необходимости перехода к новым моделям развития общества. Обсуждение Концепции устойчивого развития и позиции России в ее реализации. Значение отдельной личности в сложившейся экологической ситуации, российские и международные экологические движения. Расчет персонального «экологического следа» и анализ полученного результата. Обоснование необходимости развития экологического сознания и экологического образования для выхода

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Общая экология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
911 Kb
Скачали:
0