Общая характеристика античной философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

тойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы привело к формированию на­правления античной философии- скептицизму. На воззрения главного его создателя Пиррона влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни- безмятежность. Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.

Поскольку невозможно познать суть вещей, мы не можем гово­рить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или яв­лении может быть с равным правом и равной силой противопостав­лено противоречащее ему утверждение. Вывод: воздержи­ваться от каких-либо суждений о чем-либо. Это единственно доступное для философа счастье.

Стоицизм.Учение стоиков существовало > 6 веков. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима (3-й этап стоицизма), но основателем стоицизма считается философ III в. до н.э. Зенон Китионский. Вто­рой этап (конец II — середина I в. до н.э.) представляют древнегре­ческие философы Посидоний и Панеций. По воззрениям стоиков, человек вовсе не рожден для наслажде­ний. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен всегда быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, муже­ственность, рассудительность и справедливость. Это — основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы.

Особое внимание стоики уделяли воле. Целесообразно как добро, так и зло. Покорность, вы­носливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего в этом мире изменить нельзя, то высшие свобода и  человека могут заключаться только в стойкости и не­противлении злу.

Признание всех человеческих существ равными по природе. Отрицание сословности и значения социального положения личности и суждение о ней только по личным достоин­ствам. Учение стоиков послужило одной из существенных основ ранне­го христианства. Их идеи и сегодня не потеряли своей актуальности.

Поздний  эллинизм

Неоплатонизм учение, систематизирующее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностный пафос неоплатониз­ма — в сохранении внутреннего покоя личности. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады — Единое — Ум — Душа. Главным в философии неоплатоников - учение о Еди­ном как трансцендентном начале, которое выше всех катего­рий, включая Ум и Душу. Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему явленному и всему мыслимому, не дробится и существует везде и во всем, при этом «все из него изливается».Душа — не есть тело, но осуществляется в нем и имеет в нем предел своего существования. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятель­но от всех других душ, но все «индивидуальные» души объемлются Мировой душой. Душа не обретает свое бытие в некотором теле, она существует еще до того, как начинает принадлежать ему. Ум  тоже не есть тело, но без ума не существовало бы никакое организованное тело. Кроме чувственной материи сущест­вует материя умопостигаемая.Разделяли орфико-пифагорейское учение о пере­селении и перевоплощении душ. Идеи неоплатонизма оказали из­вестное влияние на раннее христианство.

В лекциях Акулинина выделено 5 периодов (по 200 лет):

1.  Натурфилософский (философия природы, мифокосмологический, миф её не полностью диструктирован, космология как учение не о порядке, а о природе. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)

2.  Антропологический (Сократ, софисты (Протагор, Горгий). В центре внимания человек и его поведение. Софисты убеждали и свою точку зрения, даже неверную выставляли в качестве единственно возможной. Сократ двухсмысленен. Пребывание в этом мире – болезнь, а уход из него – выздоравление.)

3.  Классический (Каждый философ создаёт свою картину мира, если картина утверждена во всех проблемных полях => это классик с точки зрения гносеологии и этики. Платон (вместо аргументации мифы, ему интересна математика, создал утопию – представление об идеальном государстве. Бессмертное учение об идеях – мир идей и мир вещей.) и Аристотель (сохранились его книги, в отличие от Платона создал философскую систему, пытается сделать её критической, появляется система аргументации, считается основателем логики, систематизирует то, что уже было до него. Создаёт Органон – путь, правила, рамки, умозаключения. Создаёт категории. Попытка описать физическую реальность) – развёрнутые, цельные системы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0