Менеджмент, как наука и профессиональная деятельность. Среднесрочное и оперативное планирование. Структура управления организацией. Эффективное управление ресурсами

Страницы работы

56 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

Глоссарий............................................................................................................................................................ 2

Тема 1. Менеджмент, как наука и профессиональная деятельность............... 6

1.1. Содержание науки......................................................................................................................................... 6

1.2. Основные функции менеджмента............................................................................................................ 8

1.3. Методологические основы менеджмента.............................................................................................. 9

1.3.1. Система.................................................................................................................................................... 9

1.3.2. Модель системы................................................................................................................................... 10

1.3.3. Компьютерное управление................................................................................................................ 11

1.3.4. Системы сетевого планирования и управления (СПУ)............................................................... 13

1.4. Менеджмент как профессиональная деятельность, связанная с обеспечением высокой эффективности деятельности предприятия................................................................................................. 14

Тема 2. Стратегическое управление............................................................................................ 16

Тема 3. Среднесрочное и оперативное планирование................................................. 29

3.1. Среднесрочное планирование.................................................................................................................. 29

3.2. Оперативное планирование...................................................................................................................... 31

Тема 4. Структура управления организацией...................................................................... 32

4.1. Понятие «структура управления организацией»................................................................................ 32

4.2. Типы организационных структур............................................................................................................ 32

4.3. Проектирование организационной структуры управления.............................................................. 35

4.4. Эффективность структуры управления и работы управленческого персонала........................... 39

Тема 5. Эффективное управление ресурсами...................................................................... 40

5.1. Управление материальными ресурсами................................................................................................ 40

5.2. Управление качеством продукции и работ............................................................................................ 46

Тесты...................................................................................................................................................................... 54

Литература........................................................................................................................................................ 56


 

Глоссарий

Адаптивная структура

-

организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде

Анализ внешней среды

-

стадия стратегического управления, предназначенная для оценки факторов, внешних по отношению к организации

Бюджет

-

план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит основой для контроля за использованием ресурсов

Выборочный (статистический) контроль

-

контроль, осуществляемый на основе теории вероятности. Предусматривает контроль не всей партии, а выборочной совокупности

Делегирование полномочий

-

передача управленческих задач, прав и ответственности менеджеру более низкого уровня управления

Дерево целей

-

модель принятия решений, систематизированное представление целей, задач на разных уровнях

Дивизионная организационная структура

-

тип организационной структуры, предусматривающий создание самостоятельных в пределах организации структурных подразделений(региональных, продуктовых), ориентированных на покупателя


Единоначалие

-

принцип построения организационной структуры в соответствии с которым подчиненный должен получать указания и быть ответственным только перед одним руководителем

Иерархическая структура

-

организационная структура с многоуровневым управлением

Имитационная модель

-

экономико-математическая модель реальной ситуации, с помощью которой можно понять как реально будет меняться ситуация

Имидж организации

-

впечатление, которое производит организация на сотрудников, клиентов и общественность в целом

Коммуникация

-

обмен информацией и документами в процессе управления

Контроль

-

определение параметров системы в процессе управления и сопоставление их с запланированным

Матричная организация

-

тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за результаты перед руководителями проекта, а руководитель проекта организует работу по его реализации и согласовывает свои действия с руководителями функциональных органов

Миссия организации

-

исходная цель (задача), которой организация следует в течение длительного времени


Менеджмент

-

наука об эффективном управлении организацией

Менеджмент

-

профессиональная деятельность, обеспечивающая эффективное управление организацией, т.е. достижение поставленных целей при равномерном и полном использовании основных фондов, трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов

Модель

-

условный образ объекта. Модель должна быть адекватна исследуемому процессу, отображать все характеристики объекта и связи (системные, структурные, функциональные) существенные для достижения цели

Мотивация

-

процесс стимулирования производительной, эффективной работы персонала

Обмен информацией по вертикали

-

движение информации с уровня на уровень в пределах организации

Обмен информацией по горизонтали

-

движение информации от одного структурного подразделения к другому, находящемуся на одном уровне, для принятия согласованных управленческих решений

Планирование

-

определение целей и задач организации (подразделений), и мероприятий решений, необходимых для их достижения

Проектная организационная структура

-

временная организационная структура, формируемая для достижения целей

Производительность

-

объем выпуска, деленный на объем потребленных ресурсов

Обеспечивающие структуры

-

подразделения, обеспечивающие функционирование производственной системы

Системы сетевого планирование и управления

-

системы организационного управления, основой которой является сетевая модель

Структура функциональная

-

взаимная связь функций, осуществляемых в системе

Структура организационная

-

совокупность органов управления, реализующих основные функции управления; система взаимосвязанных рабочих мест менеджеров, объединенных в структурные подразделения, между которыми установлены вертикальные и горизонтальные связи

Функция

-

круг решаемых задач, объединенных общей целью

Функции управления

-

планирование, маркетинг, организация, контроль, учет, регулирование, мотивация

Цепь команд

-

иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий

Этические нормы

-

система ценностей и правил этики, соблюдение которых требует организация от своих подчиненных


Тема 1. Менеджмент, как наука и профессиональная деятельность.

1.1. Содержание науки.

Менеджмент - наука об эффективном управлении организацией. Одновременно менеджмент - профессиональная деятельность, обеспечивающая эффективное управление, то есть достижение поставленных целей и рациональное использование ресурсов (основных фондов; трудовых, финансовых, материальных и информационных).

Часто употребляемый термин «эффективность» не имеет однозначного толкования и методологии оценки. Иногда под эффективностью понимают производительность, результативность, экономичность, успешность бизнеса.

Понятие «производительность» чаще используют как внутренний показатель. Он рассчитывается как результат (объем производства, доход, прибыль) отнесенный к затратам ресурсов (трудовых, финансовых, основных фондов).

Эффективность деятельности включает также степень удовлетворения потребностей потребителей.

По определению П.Друкера, «производительность позволяет выполнить все необходимое, а эффективность - найти это необходимое».

Суть эффективности заключается в обеспечении сбыта производимой продукции, увеличении объема продаж, высокой производительности и снижения затрат на производство на основе оптимизации производственных процессов.

Некоторые авторы различают внутреннюю и внешнюю эффективность.

Внешняя эффективность - степень достижения целей организации.

Внутренняя эффективность - экономичность, наилучшее использование ресурсов, оптимизация процессов в организации.

Этапы развития менеджмента. Научные основы управления Ф.У.Тейлора.

Классическая школа менеджмента. Теории человеческих отношений. «Индустриализация» производства и «научная организация труда» в России. Использование экономико-математических методов и моделей, автоматизация управления. Системный и ситуационный методы управления. Учет риска и неопределенности при принятии управленческих решений. Сегодня менеджмент - это управление организациями, которые рассматриваются как открытые системы, находящиеся под воздействием внешнего мира.

Дисциплина «Менеджмент» дает представление о взаимосвязи и содержании управленческих задач, методах поиска оптимального (соответствующего выбранному критерию), или рационального (лучшего из альтернативных вариантов) управленческого решения. На рис.1 представлена упрощенная схема управления.

Обратная связь

 
 


                                                                  

 


Рис.1. Схема управления.

Управление организацией - единство выбора целей, программы для их достижения и механизмов их реализации, компенсирующих все возможные помехи. Оперативное управление - целенаправленное воздействие на объект управления для достижения конечных результатов (выпуск запланированного количества продукции, получение максимальной прибыли, повышение качества продукции, рост производительности труда и т.д.).

Орган управления (организационная структура управления) - система рабочих мест менеджеров, осуществляющих различные функции управления.

Функции - круг решаемых задач, объединенных общей целью

Похожие материалы

Информация о работе