Бизнес-стратегии в контексте различных отраслей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 4

Бизнес-стратегии в контексте различных отраслей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4.1 Модель эволюции отрасли

4.2 Стратегии конкуренции в развивающихся отраслях

4.3 Конкурентные стратегии предприятий зрелых отраслей

4.4. Стратегические альтернативы на стадии отраслевого спада

4.5 Раздробленные (фрагментарные) отрасли

Резюме

ЦЕЛИ

После изучения данной темы вы должны:

• распознавать различные стадии развития отрасли и понимать, какие факторы влияют на процессы эволюции отрасли;

• идентифицировать ключевые факторы успеха, ассоциирующиеся с отраслями на разных стадиях развития;

• идентифицировать стратегии, организационные структуры и системы управления, соответствующие различным стадиям развития отрасли;

• понимать влияние степени концентрации и характера лидерства на отраслевом рынке на стратегические возможности компании.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

- Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд./ Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова – СПб.: Питер, 2008.  Глава 10.

- Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.  Главы 9-12.

Дополнительная литература

- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА – М,  2007.  

- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент / Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

- Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп – Бизнес, 2002.


Введение

Структура и условия конкуренции в отраслях экономики постоянно меняются под воздействием широкого спектра факторов: развития технологий, изменений рыночного спроса, новых стратегических инициатив и конкурентных стратегий участников рынка. При этом, несмотря на то, что траектория развития каждой отрасли уникальна, существуют некоторые инвариантные по отношению к отраслевым различиям модели, возникающие в результате действия схожих движущих сил и процессов.

В данном разделе стратегический характер различных стадий эволюции отраслей рассматривается с позиции жизненного цикла. Понимание ключевых факторов, определяющих специфические для последовательных стадий развития отрасли  условия конкуренции,  имеет практическое значение для разработки и реализации успешных стратегий, направленных не только на адаптацию к изменениям рыночных условий, но и на выявление возможностей активного формирования окружающей среды фирмы.

1. Модель эволюции отрасли

Жизненный цикл отрасли – это эквивалент жизненного цикла товара со стороны предложения. Это теоретическая модель, призванная показать эволюцию отраслей во времени и разработать некоторые общие стратегические рекомендации.

Жизненный цикл отрасли включает в себя четыре фазы: рождение (или появление) отрасли, ее рост, зрелость и спад (рис. 4.1).

Для развития отраслей фундаментальное значение имеют два основных фактора: рост спроса (продаж) и инновации.

Длительность жизненного цикла отрасли и его стадий определяются, прежде всего, изменениями в темпе роста производства и продаж продукции отрасли во времени. Характерным профилем  развития отрасли является S-образная кривая роста.

•  На стадии зарождения продажи невелики, степень проникновения на рынок низка, поскольку товары отрасли малоизвестны и покупателей немного. Новизна технологии, малый масштаб производства и недостаток опыта означают высокие издержки и низкое качество. Покупатели новых товаров, как правило, принадлежат к категории людей с высокими доходами, ориентированных на новизну и толерантных к риску.

•  Стадия роста характеризуется ускоренным проникновением продукта

Похожие материалы

Информация о работе