Уличный опрос: есть ли эффект? (Программа исследования)

Страницы работы

Содержание работы

Часть первая. Программа исследования.

Тема:  уличный опрос: есть ли эффект?

Замысел + проблемная ситуация:

Любой социолог и не только в своей работе может столкнутся с потребностью сбора социологических данных. И перед ним встает выбор – какой способ лучше. Их существует не мало: наблюдение, интервью, анкетный опрос, контент-анализ и др. Однако каждый из них уместен в определенной ситуации и при определенных условиях, в которых он оказывается полезен, другими словами, эффективным. Таким образом, проблема состоит именно в выборе эффективного метода сбора данных, что в дальнейшем является значительным фактором удачности всего исследования.

Научно-познавательная  проблема:

Для того, чтобы определить степень эффективности, необходимо выделить факторы, определяющие эту эффективность. Без знания их невозможно предсказать, окажется ли уличный опрос уместным в определенной ситуации.

Объект: Эффективность уличного личного опроса и факторы, определяющие эту эффективность

Предмет: взаимодействие между респондентом и интервьюером как решающий фактор, определяющий эффективность уличного личного опроса.

Цель: Установить, как от характера взаимодействия респондента и интервьюера зависит эффективность уличного опроса.

Теоретическое представление:

На понятие эффективности опроса можно взглянуть с двух позиций. С позиции респондента и интервьюера. Тогда для последнего она будет определятся как получение адекватной информации, т.е. соответствующей поставленным целям и задачам, помогающая решить проблему исследования. Для респондента с свою очередь под эффективностью будет пониматься то, насколько он сам сможет предоставить необходимую информацию, почувствовать значимым свое мнение, насколько он сможет удовлетворить возникшие с его стороны вопросы, и выполнен ли по отношению к нему принцип социолога «не навреди». Мы же будем рассматривать эффективность с позиции интервьюера.

Эффективность опроса складывается на трех этапах. Во-первых, при вступлении в контакт с респондентом – согласился ли он принять участие в опросе. Во-вторых, в процессе опроса – ответил ли респондент на все вопросы и дал ли адекватную информацию (с определением ее адекватности сложнее, не всегда сразу, а иногда и вообще нельзя определить ее достоверность и точность). И в-третьих, завершение – когда обе стороны удовлетворили свои интересы, или не удовлетворили.

опрос – метод сбора информации, предполагающий выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного (в данном случае) контакта интервьюера с респондентом.

личный опрос – опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом.

Уличный опрос – проводимый на улицах. Позволяет опросить большое количество людей в сжатые сроки.

Анкета – структурированная форма сбора данных, состоящая из серии вопросов, на которые необходимо ответить респонденту.

Интервьюер – специалист, проводящий интервью.

Респондент – опрашиваемый.

Задачи:

Основная задача №1: Определить степень влияния ситуации опроса на эффективность уличного опроса.

Основная гипотеза № 1: Ситуация опроса оказывает значительное влияние на эффективность опроса, особенно на первом этапе (см. выше про эффективность опроса)

Ч.з. 1.1: Определить, как место проведения опроса влияет на эффективность опроса

Р.г. 1.1.1: На окраине люди охотнее соглашаются принять участие в опросе и закончить его.

Р.г. 1.1.2: Чем более людное место, в котором проводится опрос, тем вероятнее хоть кто-нибудь ответит.

Ч.з. 1.2: Определить, как время опроса влияет на эффективность опроса

Р.г. 1.2.1: В выходной день люди с большей вероятностью соглашаются принять участие в опросе

Р.г.1.2.1: Утром люди менее склонны принимать участие в опоросе, чем в обед или вечером.

Ч.з. 1.3: Определить, как погодные условия влияют на согласие респондента принять участие в опросе и закончить его

Р.г.1.3: Если условия благоприятные, респонденты охотнее принимают участие в опросе и доходят до конца.

Основная гипотеза №2: Определить, как характеристики респондента влияют на эффективность опроса.

Основная гипотеза №2: Характеристики респондента влияют на весь процесс опроса, от начала опроса, до завершения, а следовательно, влияют на его эффективность.

Ч.з. 2.1: Выявить зависимость между полом респондента и его согласием на  опрос.

Р.г. 2.2: Женщины более склонны к участию в опросах.

Ч.з. 2.2: Выявить зависимость между возрастом респондента и его согласием на опрос

Р.Г. 2.2.1: Люди пожилого возраста охотнее принимают участие в опросе, чем остальные.

Р.Г.2.2.2.: Люди среднего возраста менее всего соглашаются принять участие в опросе в силу своей занятости

Р.Г.2.2.3.: Молодежь весьма охотно принимает участие в опросах.

Ч.з.2.3: Выявить, как наличие спутника влияет на согласие респондента принять участие в опросе

Р.г.2.3: Если респондент не один, вероятность его согласия на опрос снижается

Основная задача №3: Определить, как характер взаимодействия респондента и интервьюера в процессе опроса определяет эффективность опроса.

Основная гипотеза №3: Характер взаимодействия респондента и интервьюера, выраженный в поведении респондента, прямо определяет эффективность опроса.

Ч.з. 3.1.: Выявить, как первая реакция респондента определяет эффективность опроса

Р.г.3.1.: Если первая реакция позитивная, т.е. респондент согласился отвечать – опрос будет эффективным

Ч.з.3.2: Определить, как «вторая реакция» респондента опроса влияет на эффективность

Р.г.3.2.: Если респондент демонстрирует положительную «вторую реакцию», т.е. отвечает до конца – вероятнее всего, опрос будет эффективным

Ч.з.3.3.: Определить, как характер общения респондента с интервьюером обуславливает  эффективность опроса

Р.г. 3.3.: Если респондент отвечает с желанием, без раздражения, опрос, вероятнее всего, будет эффективным.

Ч.з.3.4.: выявить, как поведении респондента после интервью определяет эффективность

Р.г.3.4: Если респондент проявляет благодарность и заинтересованность в дальнейшей судьбе информации, опрос, вероятнее всего, является эффективным.

Информационная база исследования

Блок системы показателей

Индикаторы

Показатели

Ситуация опроса

Погодные условия

Номинальная шкала: благоприятная/неблагоприятная

Место

Номинальная шкала: Окраина/город

Людно /безлюдно

Время

Номинальная шкала: Будни/выходные

Утро/день/вечер

Характеристики респондента

пол

пол

возраст

Возраст: ранговая шкала (по возрастным группам 18-30, 31-55, старше 55)

Наличие спутника

Один / со спутником(ками)

Взаимодействие с интервьюером

Первая реакция

Согласен/не согласен принять участие в опросе

Вторая реакция

ответил/ не ответил до конца

Характеристики общения с интервьюером

Наличие следующих характеристик:

Желание/нежелание, Раздражение /отсутствие раздражения, задумывается, переспрашивает, поглядывает на часы

послесловие

Реакция после опроса: благодарность, заинтересованность в процессе (зачем нужно, что с этой информацией будет), молча уходит

Для индикатора погодных условий используется номинальная шкала. Благоприятные погодные условия: отсутствие сильного холодного ветра, снегопада, дождя, температура «нормальная», т.е. 0+/- 15 С. Неблагоприятные, соответственно, наоборот.

Похожие материалы

Информация о работе