Сущность, принципы и функции маркетинга, его особенности в сельском хозяйстве

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ностями сельского хозяйства, сельскохозяйственной продукции, а также дей­ствием рыночного механизма в отрасли:

1.  Сельское хозяйство удовлетворяет важнейшую потребность насе­ления в продовольствии через продукты питания или сырье для пищевой промышленности. Сельскохозяйственная продукция, являясь товаром первой необхо­димости, должна поступать своевременно, в необходимом объеме и ассортименте, высо­кого качества с учетом нужд и запросов потребителей. При этом требуются оперативность поставки, целесообразная упаковка, хорошее сервисное обеспечение.

2.  Земля в сельском хозяйстве — не только объект труда, как в дру­гих отраслях материального производства, но и его предмет, а также основное средство производства. От ее естественного плодородия, способов обра­ботки почвы в сочетании с погодными условиями, интенсивности эксплуатации во мно­гом зависят объем, ассортимент и качество продукции. В связи с этим в маркетинге долж­ны в максимальной степени учитываться прогнозные оценки состояния с/х производства, своевременно и оперативно предприниматься меры по сохранению его устойчивости, удовлетворению запросов потребителей по всем параметрам.

3.  Исключительно важное значение приобретает производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, обладающей лечебны­ми и диетическими свойствами. Маркетинг такой продукции на всех стадиях ее про­изводства и доведения до потребителя принципиально отличается от традиционного.

4.  К числу особенностей сельского хозяйства относятся несовпадение рабочего периода и периода производства и связанная с этим сезонность поступления продукции. Так, в растениеводстве рабочий период длится целый год, а продукция поступает один два раза в год. В связи с этим возникает необходимость хране­ния и переработки продукции, что удлиняет процесс продвижения ее от производителя к потребителю. Отсюда более высокие требования к маркетинговым службам относительно
спроса, рыночной конъюнктуры и конкурентов.

5.  Некоторые особенности маркетинга в сельском хозяйстве связаны с аграрной реформой, в ходе которой произошли реорганизация колхозов и совхозов,   перераспределение   земель,   их   приватизация,   социальные   и структурные преобразования. В результате на базе колхозов и совхозов были созда­ны различные хозяйственные формирования. Часть колхозов и совхозов превращена в подсобные хозяйства предприятий и организаций. Заметно расширились площади земель, выделенные для личных хозяйств населения, коллективных садов и огородов, дачного
строительства. Получило развитие фермерское движение. Все это привело к разно­образию  форм  собственности  и  форм  хозяйствования,  возникновению маркетинговых структур, существенно отличающихся как с точки зрения ор­ганизации, функционирования и управления, так- и с точки зрения восприим­чивости и адаптивности к нуждам, запросам и интересам потребителей.

6.  В сельском хозяйстве широкое распространение получили корпо­ративные формы управления предприятиями (организациями), отличаю­щиеся особой системой взаимоотношений между наемными работниками маркетинговых

служб и акционерами, направленной на обеспечение эффективности деятельности форми­рования в интересах его владельцев

Похожие материалы

Информация о работе