Руководство для изучения конструкции двигателя ДГ90Л2.1, страница 16

Коробки приводов двигателя предназначены для раскрутки ротора при запуске и для привода агрегатов, обслуживающих двигатель. Коробки приводов механически связаны с приводом контура низкого давления.

На двигателе расположены нижняя и выносная коробки приводов. Нижняя коробка приводов расположена на переднем корпусе компрессора, выносная коробка приводов установлена в раме двигателя.

3.7.1 Основные элементы

3.7.1.1 Коробка приводов нижняя предназначена для размещения на ней основного маслоагрегата двигателя, привода от выносной коробки приводов с центробежно-храповой муфтой, привода индуктора с устройством ручной прокрутки. В нижнюю коробку сливается масло из переднего корпуса компрессора.

Слитое масло откачивается секцией маслоагрегата. Приводы нижней коробки приводов связаны с ротором КНД и вращаются как при запуске двигателя, так и при его работе.

При запуске двигателя вращение от двух электростартеров через конические шестерни 5, 4 (рис. 52) выносной коробки приводов и рессору получает ведущее звено центробежно-храповой муфты нижней коробки приводов. Ведомый элемент центробежно-храповой муфты передает вращение конической шестерне 3. Через конические шестерни 3 и 2, рессору, конические шестерни 1 и 12 происходит раскрутка ротора КНД.

При работе двигателя вращение от ротора КНД через центральный привод, состоящий из конических шестерен 12, 1 и рессору передается конической шестерне 10. С ней в зацеплении находится коническая шестерня 11 привода маслоагрегата и коническая шестерня 9, обеспечивающая привод индуктора 6. При работе двигателя центробежно-храповая муфта разобщена и коническая шестерня 3 вращается вхолостую.

Нижняя коробка приводов состоит из корпуса 25 (рис. 53) и смонтированных в нем пускового привода, привода маслоагрегата, привода индуктора. На корпусе нижней коробки приводов имеется фланец для закрепления к переднему корпусу компрессора. На этом фланце установлен стакан 1 для центровки с рессорой центрального привода.

На корпусе коробки приводов выполнены прямоугольные фланцы для крепления маслоагрегата с одной стороны и привода индуктора с другой. Нижняя часть корпуса закрыта крышкой 19 с магнитным сигнализатором стружки 17. На корпусе, по оси двигателя, имеется прилив для крепления стакана 4 с установленной в нем горизонтальной конической шестерней 15 и центробежно-храповой муфтой. Шестерни конические 2 и 21 установлены на валу, который вращается на роликовом 18 и шариковом 13 подшипниках.

Горизонтальная коническая шестерня 15 пускового привода установлена в стакане 4 на роликовом 14 и шариковом 13 подшипниках. Внутри ступицы шестерни размещён хвостовик шлицевого вала 12, на котором закреплена полумуфта ведомая 6, являющаяся одним из звеньев разобщительной центробежно-храповой муфты. Другое звено - полумуфта ведущая 5 размещена соосно с полумуфтой ведомой 6 с зазором относительно вала 8 который устанавливается на двух шариковых подшипниках 7. Шарикоподшипники размещены в стакане 11, который крепится к стакану 4. Шарикоподшипники 7 смазываются маслом от спрейера, установленного в стаканах 11 и 4. Подвод масла к этому спрейеру осуществляется через канал в стакане 4 из фильтра-спрейера 3.

Полумуфта ведомая состоит из обоймы внутренней 1 (рис. 54) с подвижными в радиальном направлении собачками 5. Собачки, установленные на пальцах 3, прижимаются (пружинами 6 через поршни 2) к наружной обойме 4 ведущей полумуфты и, таким образом, входят в зацепление с её выступами. Крутящий момент передается от наружной обоймы через собачку на палец и на обойму внутреннюю.


Центр вращения собачек не совпадает с их центром тяжести.

Поэтому при достижении муфтой заданной частоты вращения момент от центробежных сил, действующих на собачку, превосходит момент от действия пружин 6, и собачки выходят из зацепления - муфта отключается и остается отключенной на всех режимах работы двигателя.