Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Равновесный объем производства и влияние на него фискальной политики. Макроэкономический анализ инвестиций. Взаимосвязь инфляции уровня занятости и дефицита госбюджета

Страницы работы

59 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

05. 09. 98 Лекция 1:

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.

Понятие макроэкономики. 

            Макроэкономика описывает поведение макроэкономической системы в целом,  темпы роста цен,  динамику роста,  платежный баланс. . .

            Макроэкономика имеет дело как с долгосрочными колебаниями (циклы Кондратьева),  так и с краткосрочными,  которые принято называть деловыми циклами. 

Микроэкономика рассматривает поведение отдельных фирм и функционирование рынков отдельных товаров. 

            Фундаментальный вопрос макроэкономики:  Может ли и должно  ли государство вмешиваться в экономическую жизнь?

Практическое применение макроэкономики – макроэкономическая политика,  которая делится на:  

·  фискальная политика:  ее инструменты:  налоги,  изменение государственных      затрат,   изменение трансфертных платежей. 

·  монетарная или кредитно – денежная политика:   ее инструменты:   изменение денежной массы,  изменение ставки (нормы) процента  в экономике,  регулирование действий банковской системы  с помощью различного рода нормативов. 

Основные направления исследований в макроэкономике.

Исторически сложились две интеллектуальных традиции в макроэкономической мысли:

1.  лучше рынок предоставить самому себе и минимизировать вмешательство государства в его развитие – монетаристская школа

2.  государство должно оказывать активное влияние на развитие экономической системы, т.е. воздействие государства может улучшить динамику экономической системы  - кейнсианская школа.

1. Монетаристы фактически последователи количественной теории денег. Их тезис: изменение денежной массы – основной фактор, влияющий на динамику важнейших реальных экономических показателей (реальный ВНП и др.) 

Прародители этой теории: меркантилисты:  Т. Манн, Дж. Локк.

Монетарист Ирвинг Фишер 1911г: «покупательная сила денег».

Современные представители: Милтон Фридман (она) – профессор Чикагского университета: Фридман и Анна Шварц в 1963г «История денежного обращения США 1867 – 1960г» - при помощи статистики показали, что изменение денежной массы сильно влияет на реальный ВНП.

 


              

Слева представлено поведение функции денежного обращения и реального ВНП во времени

                                            

2. Дж. Кейнс: «Общая теория занятости, процента и денег» - поставил под сомнение возможность эффективного саморегулирования экономической системы.

            1937 – статья Джона Хикса в журнале эконометрика на основе идей Кейнса: «Мистер Кейнс и классики: предлагаемая интерпретация» - предложил в ней модель IS – LM – основная модель курса Макроэкономики.

            На сегодняшний день существуют две основных школы в макроэкономике: 

·  новая классическая школа (неоклассическая)

·  новая кейнсианская школа (посткейнсианская)

Неоклассики: Роберт Барро, Томас Арджин.

3 постулата неоклассической школы:

1.  экономические агенты максимизируют свои результаты, фирмы и домохозяйства принимают оптимальные с точки зрения их целей решения.

2.  решения, принимаемые субъектами экономики, рациональны и используют всю необходимую информацию (часто неоклассическую школу называют школой рациональных ожиданий, но теория рациональных ожиданий лишь часть теоретического подхода экономистов,  принадлежащих этой школе).   

3.  Ясность поведения рынка: т.е. не существует причин, по которым фирмы и рабочие не могли бы изменить заработную плату и цену, если бы это улучшило их благосостояние. Цены и зарплата изменяются в соответствии с равенством спроса и предложения. 

Посткейнсианцы: Оливер Блэдшер, Грегори Мэнкью.

Тезис: «рынок не является ясным и простым» Þ  посткейнсианцы пытаются найти причины, по которым рынок может быть разрушен и пытаются предотвратить их возникновение. Посткейнсианцы выделили две основных проблемы:

1.  Проблема недостаточности информации

2.  Проблема стоимости, лежащей в основе цен (точно не понял, возможно

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
792 Kb
Скачали:
0