Объект и предмет социологии. Донаучный период в истории социологии: представления об обществе. Социальные организации: определение, основные черты, виды. Социализация: определение, виды, агенты

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

усовершенствовать это государство, чтобы оно стало идеальным. Большое значение для социологии имеют мысли Тита Лукрецкого Кара, изложенные в поэме «О природе вещей». В этом сочинении он пишет, что человек появляется под влиянием природных сил как продукт «животворного солнечного тепла».  Первые люди не были похожи на современных. Они жили, подобно стадам диких животных, в лесах, горных пещерах. Из такого состояния человек вышел, считает Лукрецкий, приобретая опыт, научившись пользоваться огнем, который получал при ударе молнии в дерево или в результате трения. Лукрецкий -  не первый, кто указал на развитие общества, однако с материалистических и атеистических позиций пытался найти движущие силы, которые приводят к возникновению и развитию общества.

8. Социология О.Конта.           9)Позитивизм как научное направление.

Огюст Конт-отец социологии (1798-1857)

*Приверженец идей Великой Французской революции.

Периоды творчества:1)1819-1828-Сотрудничество с Сант-Симоном:6 небол.програм.сочинений (опускулы)-отправной пункт его программы:*идеи о больошой роли учёных ,*закон 3х стадий, *разграничение исторических эпох:критич. и орган.

2)1830-1842-зрелость:6-ти томный курс позитивной философии. Разработка концепций позитивизма.

3)2ая половина 1840х гг.:1851-1853-4-том «система позитив. политики» 1852-«Позитивистский кнхизис».

Эмоц. фон: Субъектив. т. зрения

Главн.объект: мораль и религия

Позитивизм-доктрина

Конт-моралист,пророк,первосвященник.

Конт- позитивизм- основные термины его учений

1)Позитивное –реальное в противовес химерическому

-полезное в противовес негодному

–достоверное – сомнительное

-точное - смутное

-организующее – разрушительное

Закон 3х состояний: *Индивид. *Общ-во  *Вселенная

Чел-к проходит 3 стадии: 1)Теологическая(фиктивная):стремление к абсолют знанию, начал и конеч. Причинам: *Фетишизм (поклонение вещам ,предметам)*Политеизм(много богов) *Монотеизм(один бог).2)Метафизическая (абстрактная):опред-е внутр. природы вещей не посредством волшебства, а с помощью абстракции, ищет причины.3)Позитивная(реальная, научная):Закон подчинения воображения наблюдению, истина-наблюдение; простое изучение законов:const сушеств. явленияèИстинно позитивная наука. Цель: исследование законов. Здесь же завершается любая эволюция.

Единство и иерархия всего èклассификация наук по ступеням:1.Матем 2.Астрономия 3.Физика 4.Химия 5.Биология 6.Социология (каждая последующая стадия базируется на предыдущей).Также 3 стадии, на последней они становятся собственно науками, цель кот. явл. познание законов жизни, неизм. и естеств.

Соц-я- молодая наука, ещё господство 1 и 2 стадии

-царица наук(Конт),т к  её объект сложнее других и она на них базируется, использует как базу знаний.

Соц.физика(по Конту)-соц-я

                                      -неправ.использование

Главное условие самостоятельности науки: выделение специфич. реальности, не изучаемой др науками.Человек по своей природе соц., и это его естеств. состояние, но необходимо ещё ему научиться, т. к. есть ещё и эгоизм.Общ-во хотя и естетсв. состояние, превращается в искусств. Люди несознательно участвуют во взаимодействиях. Сущ-ет подчинение индивида общ-ву. Общ-во важнее, «выше» человека.

Общ-во как биологич организм: целостный, неделимый хар-р, взаимная зависимость частей соц.системы.=>св-во «солидарность»

Взглядам Конта присуще неразличие общ-ва и человечества: *подлинная, высшая соц.реальность *человечество в миниатюре *расширенное до предела общ-во

Для Конта характерна вера в соц. прогресс .достаточно изучить эпоху, чтобы понять каким будет общ-во.

Эволюция общ-ва-все 3 стадии.Необходимо изучить лишь передовые общ-ва (элита, аванград)-С XVII в. Он изучает Францию и Запад – т. к. остальные пройдут то же самое. Близость к Гегелю, К.Марксу, Спенсеру: стадии  нельзя перепрыгнуть, обойти. Цивилизованные нации должны помогать менее цивилизованным пробежать оставшиеся стадии в более короткий промежуток. Упрощенный взгляд на путь развития общ – ва –сведение социологии к антропологии и истории.

Соц методы по Конту:1)Объективная соц-я(наблюдение)2)Субъективная соц-я

Подходы(этика):1.социальный,политич.религиоз.2.научно-практическийèпротиворечивость О.Конта как учёного и как реформатора и пророка.

1 Период: Создание курса «Позитивная философия»-научная этика+объективный подход.соц-я - элемент общей системы научн. знания.

2-3 Период:  «Система позитивной политики»- соц- практическая этика, субъективный метод. Позитивизм-мировоззрение. Соц-я-новая религия человечества.

1) Объективная соц-я: применение общенаучный методов, методы др наук и свои специфич. методы. Индукция(от частного к общему) >дедукция(предпочтительней): методы, позитвная методология. Сам Конт использовал дедуктивный метод: продвижение от целого к частному. То, что нельзя исследовать понять-метафизика.

1.Главное-наблюдение:* Широкий смысл :универсальный подход характеристики позитивной методологии *Узкий смысл- чистое наблюдение, составляющее один из глав. методов науки, наряду с экспериментом и сравнит анализом.=> выроботка теории (обязательно) закона, гипотезы.

2.Эксперимет:невозможность прямого эксперимента, есть лишь косвенный, суть которого нарушение происходящих в общ-ве процессов.

Нормы и патологии (революции, войны) однопорядковы. (расстройтсво, разрушение. Расхождение в сторону)

3.Сравнительный метод: способы сравнения: а) человек и животное общ-ва=>ценность-универ. законы соц. солидарности. б) сравнение различных состояний независимых друг от друга народов в разных районах земли =>недостаток: разные стадии эволюции. в)исторический метод: основа соц-и-общ-во в разрезе эволюции

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
270 Kb
Скачали:
0