Историческая экспертиза на тему: «В.И.Ленин и П.А.Сорокин о причинах революции: общее и особенное»

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Суродина Евгения

Гр. 9705

Историческая экспертиза

                      В. И. Ленин и П. Сорокин о причинах и субъективном

                                  факторе революции: общее и особенное.

О причинах революции.

  Фактически причины, выделяемые Лениным и Сорокиным, во многом схожи, просто им придаются разные акценты. Я попытаюсь сначала обобщить их высказывания, а потом обозначить особенности.

Общие причины:

ü Бедственное состояние власти в государстве.

ü Всё более ухудшающееся положение народа.

ü Массовое распространение двух предыдущих причин.

Ленин и Сорокин сходятся в том, что никакая отдельная личность, партия или класс не могут решать - быть революции или нет. У революции существуют объективные причины, которые не зависят от воли конкретных людей.

Владимир Ильич Ленин

Питирим Александрович Сорокин

Необходим кризис политики господствующего класса, кризис «верхов», в результате которого невозможно дальнейшее сохранение их господства. Власть показывает свою слабость и некомпетентность в каких-либо вопросах; народ чувствует эту слабость, вследствие чего и прорывается скрываемое ранее недовольство и возмущение угнетенных классов. Кроме того, Ленин выделяет еще один любопытный факт, которого нет у Сорокина: в бурное время (то есть, получается, необходимо бурное развитие событий, нечто, из ряда вон выходящее) народные массы привлекаются к выступлениям не только обстановкой кризиса, но и самими «верхами» (!). [Возможно, Ленин имеет в виду, что неспособность власти контролировать ситуацию подталкивает народ к желанию взять контроль в свои руки и, как следствие, к революции.] Также Ленин замечает, что означенные народные массы «в «мирную» эпоху дают себя грабить спокойно» (видимо, в этом случае власть стабильна и не дает повода усомниться в правомерности своих действий).

Сорокин раскрывает бедственное состояние власти как бессилие групп порядка, неспособность более проводить в жизнь практику подавления (довольно похоже на позицию Ленина в этом вопросе, однако мне кажется, что по Сорокину кризис власти не приведет к революции, если аппарат подавления работает исправно; Ленин же об этом не упоминает). Подчеркивается, что самая важная причина революции - растущее подавление базовых инстинктов и их всеобщий характер (здесь Сорокин замечает, что подавление меньшинства есть всегда, от этого никуда не деться, поэтому для революции важно, чтобы «репрессии» распространялись как можно более широко). Подавление инстинктов превращает человека в «бестию», и вот эта неорганизованная, стихийная толпа и вершит революцию.

Итог: складывается такое ощущение, что по Ленину революция сохраняет какое-то человеческое лицо – народ справедливо свергает некомпетентную власть; и причины революции заключаются в основном во власти, доведшей народ до безвыходного положения.

  У Сорокина же революция приобретает прямо-таки звериный лик – как будто власть не справилась с вышедшей из-под контроля толпой, предварительно доведя народ тем или иным образом до состояния толпы.

О субъективном факторе революции.

Ленин и Сорокин признают, что революция зависит не только от объективных, но и от субъективных причин. То есть какая-либо особенность данного общества может, помимо вышеуказанных причин, повлиять на ситуацию в стране и фактически определить, будет революция или нет в конкретной ситуации в данном государстве.

Владимир Ильич Ленин

Питирим Александрович Сорокин

Революция возникает не из всякой революционной ситуации, а лишь из такой, когда к объективным переменам присоединяется субъективная – способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить старое правительство, которое никогда, даже в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят».

Возможно, субъективным фактором революции является относительность роста репрессий. Один и тот же человек среди равных себе (относительно удовлетворенности/репрессированности различных базовых инстинктов) будет чувствовать себя нормально и не испытывать каких-либо неудобств: все так живут – и я живу (опять же, если не доводить до крайности – это уже будет объективная причина); среди тех, кто лучше его по тем или иным параметрам (богаче, талантливее, свободнее и т.д.) он будет чувствовать себя ущербным, несправедливо обделенным, репрессированным (выражаясь языком Сорокина), станет возмущаться, подбивать себе подобных на бунт, а то и революцию; среди низших слоев – станет опасаться, как бы против него не подняли восстание. Таким образом, мне кажется, субъективно революция зависит от социальной структуры данного общества, степени его расслоения и уровню репрессированности/удовлетворенности базовых инстинктов отдельных его групп: достаточно ли подавлены их инстинкты, чтобы поднять восстание или нет. Также возможно, что субъективный фактор революции – это подавление конкретного базового инстинкта, характерного для данного общества в данное время (пищеварительного, самосохранения, полового, самовыражения и других). В одной стране при конкретной ситуации подавление некого базового инстинкта вызовет революцию, а в другой – нет.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История России
Тип:
Эссе
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0