Изучение эффективности сбыта мукомольной продукции и пути ее совершенствования на примере предприятия ООО «Сарептская мельница» г. Волгограда

Страницы работы

Фрагмент текста работы

самое большое изменение выручки за счёт реализации на 36376 тыс. руб произошло у муки хлебопекарной высшего сорта фасованной по 2кг, за 5 лет реализация увеличилась с 801 до 1317 тыс. шт при этом цена возросла практически в 2 раза, что объясняется спросом на данный вид продукции и издержки.

Хлеб «Отрубной сарептский», наоборот потерял спрос и сократился с 440 тыс. шт. до 270 тыс. шт, при том что цена за 1 ед. товара, возросла не значительно - на 2 рубля за 5 лет. Очевидно, что производить этот вид продукта не выгодно.

Выручку от реализации можем видеть на гистограмме рис. 6.

Рис.6.  Выручка от реализации продукции в ООО «Сарептская мельница»

Индивидуальные индексы

1)Индивидуальный индекс количества реализованной продукции:

- круппа манная   *100 = *100 = 0,86 или 86%

              - мука    *100 = *100 = 1,45 или 145%

               -хлеб  *100 =  *100 = 0,99 или 99%

              - батон   *100 =  *100 = 1,2 или 120%    

              - сдоба    *100 =  *100 = 0,89 или 89%

2) Индивидуальный индекс средней цены реализации:

- круппа манная   *100 =  *100 = 1,78 или 178%

              - мука    *100 =  *100 =1,62 или 162%

              - хлеб  *100 =  *100 =1,38 или 138%

              - батон   *100 =  *100 =2,09 или 209%

             - сдоба    *100 =  *100 =1,71 или 171%

3) Индивидуальный индекс выручки от реализации:

- крупа манная   *100 =  *100 = 1,54 или 154%

                 - мука    *100 =  *100 = 1,55 или 155%

                 - хлеб  *100 =  *100 = 1,28 или 128%

                - батон   *100 =  *100 = 1,54 или 154%

               - сдоба    *100 =  *100 =1,53 или 153%

Общие индексы

Общий индекс выручки от реализации продукции в целом по предприятию:

=  *100 =  *100 = 1,53 или 153%

Общий индекс цен реализации по предприятию

=  *100 =  *100 = 1,65 или 165%

Общий индекс количества реализованной продукции в целом по предприятию:

=  *100 =  *100 = 0,94 или 94%

Индексный анализ показал, что в отчетном периоде выручка предприятия увеличилась на 53%, это произошло за счет увеличения цен на 65%, а незначительное (на 6%) снижение объема реализации продукции не оказало значительного влияния на результат.[35,стр42]

2.3. Оценка рынков сбыта продукции

Рынок сбыта продукции – это часть рынка, в пределах которой осуществляется, сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка.[

Рынок сбыта товара можно условно разделить на несколько частей:

• потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент);

• знают о товаре, но не приобретают его;

• приобретают продукцию конкурентов;

• приобретают нашу продукцию.

Маркетинговой стратегией ООО «Сарептская мельница» является увеличение объема продаж путем расширения рынков сбыта, и увеличение доли предприятия на занимаемых рынках сбыта мукомольной и хлебной продукции, повышение конкурентоспособности  выпускаемых новых изделий. 
Реализация данной стратегии базируется на следующих целевых установках: 
максимальное расширение поставок муки по ближайшим городам, сохранение и постепенное расширение рынка сбыта хлебобулочных изделий в черте города; снижение себестоимости за счёт внедрения новых более экономичных технологий;  расширение рынков сбыта за счет освоения новых технологий упаковки.

Объем производства мукомольной продукции является одним из основных показателей, характеризующих деятельность мукомольных предприятий. От его величины зависят объем реализации продукции, уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовые показатели. Поэтому анализ эффективности реализации следует начинать с изучения объема производства продукции. Количество произведенной  и реализованной продукции определяется, с одной стороны, потребностями рынка самого предприятия, с другой имеющимися возможностями. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции проводят в целом, по видам продукции и по внутрихозяйственным подразделениям. Динамика производства и реализации продукции в ООО «Сарептская мельница»в 2007-2011гг. представлена в таблице 7.

Таблица 7

Динамика производства и реализации продукции в ООО «Сарептская мельница»

Год динамики

Объем производства продукции

Объем реализации продукции

тыс. руб.

темпы роста, %

тыс. руб.

темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2007

    12352

-

-

12956,00

-

-

2008

14231

115,21

115,21

14124,00

109,01

109,01

2009

11552

93,52

81,17

12432,00

95,95

88,02

2010

13167

106,59

113,98

12897,00

99,54

103,8

2011

13834

111,99

105,06

13049,00

100,71

101,7

За исследуемый период совокупный  объем производства и реализации продукции повысился  на 12% и 0,7% . В целом динамика производства и реализации продукции была положительной. Далее необходимо изучить ассортимент реализуемой продукции, поскольку он оказывает большое влияние на результаты хозяйственной деятельности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятия должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции помимо определения текущих и перспективных потребностей покупателей, включает в себя принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы экономически неэффективной продукции.

В настоящее время ООО «Сарептская мельница» как и все мукомольные предприятия региона, находится в достаточно сложных финансовых условиях, не смотря на это, предприятие уделяет ассортиментной политике большое значение. Потому что влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ас­сортимент и структура производства и реализации продукции. Своевременное об­новление ассортимента продукции с учётом изменения конъюнктуры рынка явля­ется одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распо­ряжении. Система формирования ассортимента продукции помимо определения те­кущих и перспективных потребностей покупателей, включает в себя принятие современных мер по внедрению новых, более совершенных видов  продукции и изъ­ятие из производственной программы морально устаревшей и экономически не­эффективной продукции, а также оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции [32, с. 64].

Оценка    изменений    ассортимента     и     структуры     продукции     в

ООО «Сарептская мельница» за исследуемый период (Таблица 8) показала, что доля реализации муки увеличилась почти на 45,3%, хлеба незначительно уменьшилась – на 0,04%, батон увеличился – на 20%,сдоба уменьшилась – на 10%, крупа манная уменьшилась – на 13% соответственно.

Таблица 8

 Ассортимент и структура продаж основных видов продукции

 в ООО «Сарептская мельница» в 2007,2011 гг.

Вид продукции

Объем продаж продукции, тыс. шт

Темп роста, %

Структура продаж, %

Изменение в структуре продаж (+,-)

2007 г.

2011 г.

2007 г.

2011 г.

абсолют-ные

относительные

Крупа манная (0,5кг)

3526

3038

86,15 

27 

23,2 

-488

-3,8

Мука в т.ч

1067

1551

145 

12 

484

4

мука хлебопекарная (высш.сорт/перв.сорт)50кг.

106

68

64 

0,8 

0,52 

-38

-0,28

 мука хлебопекарная высший -10 кг.

160

166

104 

1,2 

1,3 

6

0,1

 мука хлебопекарная высший - 2 кг.

801

1317

164 

6,1 

10 

516

3,9

Хлеб в т.ч.

7569

7566

99 

58 

58 

-3

0

хлеб «отрубной сарептский»

440

270

61 

-170

-1

хлеб «пеклеванный подовый»

587

540

92 

4,5 

-47

-0,5

хлеб «пеклеванный сарептский»

195

180

92 

1,5 

1,4 

-15

-0,1

хлеб «пшеничный сарептский»

1234

1182

96 

9,5 

-52

-0,5

хлеб «домашний сарептский»

801

794

99 

6,4 

-7

0,4

хлеб«заварной сарептский»

440

400

91 

3,6 

-40

-0,6

хлеб «чесночный»

252

270

107 

2,5 

18

-0,5

хлеб «ароматный»

802

888

111 

86

1

хлеб «богатырский»

2771

2970

107 

21 

23 

199

2

Хлебец «ржаной сарептский»

47

72

153 

0,3 

0,5 

25

0,2

Батон в т.ч

600

720

120 

4,6 

5,5 

120

0,9

 батон нарезной «сарептский»

160

180

112,5 

1,8 

1,4 

20

-0,4

батон «мельничный»

440

540

123 

3,4 

100

0,6

Сдоба в т.ч

194

174

87 

1,5 

1,3 

-20

-0,2

Сдоба «восточная сладость»

44

39

89 

0,3 

0,3 

-5

0

сдоба «лучинская»

44

40

91 

0,3 

0,3

-4

0

 сдоба «маковая»

106

95

90 

0,8 

0,7

-11

-0,1

Итого

12956

13049

100 

100

73

1,12

Реализация отрубного хлеба снизилась на 38,6 % в связи с тем, что товар находится на стадии «падения», а вот хлеб богатырский увеличил свои продажи  на 7%. В муке мы наблюдаем ситуацию, что спрос на муку высшего сорта фасованную по 50кг упал на 35%, но в общем по муке наблюдается рост продаж, из-за повышения спроса на муку высшего сорта фасованную по 2кг на 64%, в связи с ростом розничных сетей, и удобством транспортировки. Таким образом наблюдается положительная тенденция.

По результатам таблицы 8, составляем гистограмму соотношение продаж.

Рис. 7. Соотношение объёмов продаж

В гистограмме видно изменение в структуре продаж, по сравнению с 2007 годом в 2011 году продажа муки возросла на 4% и составило 12% от общего объёма  продаж, продажи батона увеличились на 0,9% , хлеб остался на той же позиции  и составил  58%, так же уменьшение произошло у сдобы и муки манной на 0,2% и 3,8% соответственно  от общего объёма продаж.

Эффективность управления товародвижением и сбытом продукции в зна­чительной степени определяется правильно поставленной целью перед коллек­тивом и выбором рациональных методов и достижения. В хозяйстве применяются административные (при­казы, распоряжения, указы, положения), экономические и социально-психологические методы управления, предполагающие обязательное выполнение указаний руководителя, в про­тивном случае неизбежна как дисциплинарная, так и материальная ответст­вен­ность [11, с. 97].

Для эффективной реализации продукции большое значение имеет сбыт продукции, выбор каналов ее реализации. Большинство продукции реализуется по договорам купли-продажи. К сожалению, на предприятии не заключаются государственные контракты, которые обеспечивают гарантированный сбыт     продукции.    

Дальнейший анализ предполагает экономическую оценку рынков сбыта продукции (табл. 9), поскольку от них зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.

Таблица 9

Оценка рынков сбыта основных видов продукции

в ООО «Сарептская мельница»

Годы

Виды продукции

Мука

Хлеб

Батон

Крупа манная

Сдоба

шт

%

шт

%

шт

%

шт

%

шт

%

Продано всего:

2007

1067

100,00

7569

100,00

600

100,0

3526

100,00

194

100,00

2008

1128

100,00

8567

100,00

635

100,0

4231

100,00

185

100,00

2009

1235

100,00

7128

100,00

682

100,0

3562

100,00

186

100,00

2010

1440

100,00

7231

100,00

704

100,0

3837

100,00

197

100,00

2011

       1551

100,00

7566

100,00

720

100,0

3038

100,00

174

100,00

                               Внешний рынок (организациям)

2007

430

41

2350

31

0

0

1689

48

0

0

2008

489

43

3521

41

0

0

1566

37

0

0

2009

481

39

2675

37,5

0

0

1735

48,7

0

0

2010

521

36

2678

37

0

0

2010

52,3

0

0

2011

783

51

3576

47

0

0

1162

38

0

0

Внутренний рынок (собственная розничная сеть)

 

2007

637

59

5219

69

600

100,0

1837

52

194

100,00

 

2008

639

57

5046

59

635

100,0

2665

63

185

100,00

 

2009

754

61

4453

62,5

682

100,0

1827

51,3

186

100,00

 

2010

919

64

4553

63

704

100,0

1827

47,7

197

100,00

 

2011

768

49

3990

53

720

100,0

1876

62

174

100,00

 

Товаропроизводитель должен четко определять собственные рынки сбыта, чтобы произведенную продукцию на предприятии можно было не только продать, но главным образом извлечь от объема продаж максимальную прибыль, которая сделает предприятие финансово устойчивым и даст возможность в будущем нормально функционировать и развиваться. Реализация продукции ООО «Сарепсткая

Похожие материалы

Информация о работе