Государственное регулирование на рынке чистой монополии, ценообразование в условиях естественной монополии. Рынки монополистической конкуренции. Ценообразование на рынках факторов производства, рынок труда, страница 3

·  отсутствие всякой координации, каждая фирма принимает решения несогласованно (ценовая война, агрессивная торговая политика)

3)  по степени антагонизации:

·  в состоянии войны

·  в состоянии перемирия

·  в состоянии мира

4)  характеру рычагов взаимодействия

·  рычаги – объемы: модель Курно

·  рычаги – цены: модель ценового лидерства

Модель дуополии Курно.

 Исследование математических принципов в теории богатства.

Дуополия – взаимодействие 2-х фирм на рынке.

Посылки построения модели:

1)  2 фирмы

2)  каждая фирма максимизирует свою прибыль

3)  каждая из фирм способна полностью удовлетворить рыночный спрос

4)  функции издержек у фирм одинаковые

5)  производство абсолютно однородно

6)  обе фирмы знают кривую рыночного спроса

Задача: найти объем производства каждой фирмы таким образом, чтобы прибыль была максимальной.

Каждая из фирм объем производства конкурента принимает как величину заданную Þ фирма предполагает, что какой-то объем  q1 – выпускает конкурент, удовлетворяя рыночный спрос. Другая фирма думает, что q2 – выпускает первая фирма, удовлетворяя рыночный спрос. Þ несогласованность решений.

Модель Курно:

          P = 10 – Q – линия спроса, Q = q1 + q2, TC1=2q1, TC2=2q2

1 шаг) q2 = 0; Q = q1; q1=10 - p1; MR1 = 10 – 2q1 = MC1 = 2

            q11 = 4;  p11 = 6;  E11 = (4,6)   - второй индекс означает номер шага

2 шаг) q2 = Q – q1 = (10 – P) – 4 = 6 – P; P = 6 – q2  - для второй фирмы

             MR2 = 6 – 2q2 = MC = 2; q22 = 2; p22 = 4; Q = 6; P = 4; E22 = (2,4)

3 шаг)q1 = Q – q = (10 – P) – 2 = 8 – P; P = 8 – q1

             MR1 = 8 – 2q1 = MC1 = 2; q13 = 3; p13 = 5 и т.д.

В итоге оптимизируются объемы ( шагов столько сколько необходимо для оптимального решения данной задачи: т.е. для нахождения q1, q2, таких что:

 


MR1 = MC1 + 2           q1:  p(q1)®max             q1 = f(q2)    

MR2 = MC2 = 2           q2:  p(q2)®max                     q2 = f(q1)

Модель Курно в общем виде:

      p(q1) = (Pq1 – TC1)®max           p’(q1) = 0           ∂P/∂q1 * q1 + P  - MC1 = 0  кривые  

      p(q2) = (Pq2 – TC2)®max           p’(q2) = 0          ∂P/∂q2 * q2 + P – MC2 = 0  реакции

                                                                                                                    фирм                                                                                                                   

q1 = f(q2)

                        кривые реакции фирм  -  это кривые которые выражают зависимость                   

q2 = f(q1)                  выпуска одной фирмы от выпуска другой фирмы

Для исходной задачи

       q1 = 4 – 0.5q2

                              Þ q1 = q2 = 2,(6)  Q = 5,(3)

       q2 = 4 – 0.5q1

Идентичность обоих уравнение вызвана тем, что издержки обеих фирм одинаковы.

 


        q­1    

            5

                     q1 = f(q2)

             4         E

                                 q2 = f(q1)                                                                                                      

                                                

                            4                          8    q1

E - точка равновесия Курно

Картель – объединение фирм в котором самостоятельно определяются общий выпуск, рыночная цена, объем продаж, а прибыль делится между участниками. Полностью скоординированная дуополия превращается в чистую монополию (картельное объединение). Чем меньше отличаются друг от друга фирмы (по техническим параметрам, по размерам), тем устойчивей картель. 

Образование картеля.

P = 10 – Q; Q = q1 +q2; TC1 = TC2 = 2q1 = 2q2; MR = MC; MR = 10 – 2Q; Q0 = 4; P0 = 6;

q1 + q2 = Q0

q01 = 2 ;  q02 = 2;  P = 6

Если фирма стремится к увеличению продаж Þ объем продаж растет Þ цена падает Þ p(q)®0. Ломанная кривая спроса,. Олигополистическое ценообразование – жесткость цен.

Нескоординированная олигополия.

Если одна фирма будет снижать цену Þ конкуренты будут также снижать цену

Частично скоординированная олигополия (модель директивных цен).

Одна из фирм берет на себя роль лидера в ценообразовании,  руководствуясь собственными интересами.