Влияние государства (государственной политики по отношению к науке) на процесс “утечки умов”

Страницы работы

Фрагмент текста работы

творческим, трудом, а также потенциальных специалистов: студентов, аспирантов и стажеров.

 Низкая оплата труда, ухудшение условий (за последние два десятилетия  внутренних затрат на научные исследования и разработки в сопоставимых ценах уменьшились в 15-18 раз, ухудшилась материальная база науки), невостребованность результатов научной деятельности, недооценка обществом  социальной значимости интеллектуального труда и его престижности, а так же отсутствие возможностей реализовать себя как ученого  делают “утечку умов” из России практически неизбежной.

Несомненно, отъезд русских, впрочем, как и любых других специалистов и ученых за рубеж в современных условиях является причиной  развития науки в целом. Но, с другой стороны, массовый выезд научных кадров (а в некоторых важных отраслях науки – даже несколько крупных ученых) является очевидной потерей для страны. Во-первых, ослабляется научно-технический потенциал страны, что предопределяет замедление научного и, как следствие, социально-экономического роста. К тому же усиливается научно-техническое отставание от стран Запада, снижается конкурентоспособность России на международном рынке.  Во-вторых, остаются невозмещенными затраты государства на воспитание, обучение и повышение квалификации эмигрантов. В-третьих, весьма значительна упущенная выгода, равная ожидаемому вкладу эмигрантов в экономику и науку страны при условии их отказа отъезда за рубеж. Так, по оценке Комиссии по образованию Совета Европы, ущерб России от выезда специалистов может составлять ежегодно сумму в размере 50 млрд. долларов.  В-четвертых, страна несет и существенные социально-демографические потери. И дело здесь не только в том, что эмигрируют, как правило, лица в репродуктивном возрасте и в возрасте максимальной активности вступления в брак, но и в том, что таким образом нарушается процесс социального воспроизводства собственно научных кадров и интеллигенции в целом, преемственность поколений.

Конечно же, существуют различные варианты контроля процесса  научной эмиграции. В некоторых источниках (таких как №4 из списка литературы, где немаловажным источником является доклад министерства образования РФ 1994 года) считается, что России следует воспользоваться опытом стран Восточной Европы, так как они несколько раньше столкнулись с масштабной "утечкой умов".  Центральное положение такой политики   занимает курс на всемерное расширение международного сотрудничества в следующих областях: оценка, отбор и распределение научно-технического персонала; обучение выпускников; реализация программ получения ученой степени, расширения кооперации и межгосударственной мобильности кадров. Важнейшим инструментом регулирования интеллектуальной миграции является также кооперация с научно-исследовательскими фондами развитых стран.

Научно-познавательная проблема.

Несмотря на все дисфункции процесса “утечки умов” в России (это и денежные потери, и  торможение развития и многое другое),  со стороны государства нет активного регулирования данного процесса (тем более внутригосударственного).  А только наоборот, государство при всем осознании данной проблемы, продолжает  стимулировать научную эмиграцию (низкая з/п, низкая материально-техническая база

Похожие материалы

Информация о работе