Учебная программа дисциплины "Технические средства судовождения и особенности их использования в условиях ледового плавания"

Страницы работы

Содержание работы

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины "Технические средства судовождения и
особенности их использования в условиях ледового

плавания"

Целевая задача дисциплины - углубление знаний применительно    к условиям ледового плавания в высоких широтах.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Основные специфические условия навигационного использования технических средств судовождения при высокоширотном плавании в ле­довых условиях.

1.Гироскопические и магнитные системы курсоуказания.

1.1.Гирокомпас "Вега-М".   Режимы курсоуказания.   Органы управле­ния и контроля.   Особенности использования при    плавании    в высоких широтах.

1.2.    Гирокомпас "Вега-М". Точность функционирования в условиях
 частого маневрирования при плавании во льдах.   Накопление   девиаций.Использование режима "Гироазимут".

1.3. Новые высокоавтоматизированные гирокомпасы класса   "Гюйс",
построенные на новом типе    чувствительного    элемента -    динамически настраиваемом гироскопе (ДНГ). Принцип действия ДНГ, основные ха­рактеристики.

1.4.    Функциональные схемы гирокомпасов класса "Гюйс", конфигу-
 рация гирокомпасов. Технические и точностные характеристики, нави-
 гационное использование.

1.5.    Новая высокоавтоматизированная навигационная система - ги-
роазимутгоризонткомпас ГАГК-1  ("Пастильщик").   Функциональная схема. Навигационные и точностные характеристики. Режимы работы (гирогоризонткомпас,  гироазимутгоризонт,  инерциальный режим).     Эффективность навигационного использования при плавании в высоких широтах, осо­бенно при временном прекращении информации от    спутниковых    навига ционных систем.

1.6.Новые отечественные магнитные компасы. Основные характе-
 ристики. Особенности использования при плавании в высоких    широтах.Совместное использование гирокомпасов ("Курс-4М", "Курс-5", "Курс-10",   "Вега-М" и др. ) и магнитных компасов.

2.Судовые системы измерения скорости и пройденного расстояния.

2.1. Отечественные индукционные электронные лаги   ИЭЛ-2М,ЛИ-2.1,  ЛИ-2.2.   Основные технические и    точностные    характеристики. Особенности использования в условиях ледового плавания и,особенно,при плавании на мелководье.

2.2.   Новые отечественные    электронные    лаги    ЛЭМ-2.1,     ЛЭМ-2.2. Основные отличительные особенности.   Технические и точностные характеристики.   Использование в условиях ледового плавания.

2.3. Доплеровские гидроакустические лаги (ДГАЛ). Использование Д1 АЛ для навигации, маневрирования, швартовки. Ограничения по ин­формации,  возникающие в реальных условиях плавания.

2.4. Отечественный ДГАЛ типа ЛДВ-1. Основные технические и точ­ностные характеристики.   Навигационное использование.

2.5. Радиодоплеровские лаги (РДЛ).РДЛ производства Финляндии.


2.6.Новый отечественный радиодопрлеровский лаг РДЛ-3,специализированный для использования на ледоколах и судах в условиях ледового плавания. Функциональная схема, основные технические и точностные характеристики. Ограничения вырабатываемой информации в реальных условиях плавания.

     3. Судовые системы измерения глубин моря.

     3.1. Навигационные эхолоты. Особенности навигационного использования при плавании на мелководье.

     3.2. Новый отечественный электронный эхолот НЭЛ-20К. Блок-схема эхолота. Основные отличительные особенности по сравнению с типовым эхолотом НЭЛ-М3Б. Преимущество в условиях ледового плавания и на мелководье.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Число

Раздел

Пособие

Наименование тем

часов

программы

1.   Гирокомпас "Вега-М".   Способ учета

1

2

скоростной и широтной девиаций при

отказе блока коррекции.

2.   Гирокомпас "Вега-М".   Дискретность

1

2

введения информации о широте и скорости

в блок коррекции.

3.   Гирокомпас "Вега-М".   Методика устра-

1

2

нения поправок гирокомпаса с помощью

регуляторов "Дрейф" и "Поправка".

4.   Гирокомпас "Вега-М".   Использование

1

2

режима "Гироазимут" в условиях частого

маневрирования при плавании во льдах.

в высоких и околополярных широтах.

5.   Анализ влияния на гирокомпас "Вега-М"

2

1

кратковременного перерыва судового

питания.

6.   Индукционный электронный лаг ИЭЛ-2М.

2

3

Оценка качества информации при плавании

на мелководье и на заднем ходу.

?.   Навигационное использование прибора

2

1

сигнализации глубины эхолотов НЭЛ-МЗБ и

НЭЛ-20К. ,

Итого

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование тем

Число часов

Раздел программы

Пособие

1. Ознакомление с новыми резолюцмями ИМО в области технических средств судовождения.

1, 2, 3

5

2.   Ознакомление с новыми образцами

1, 2, 3

2


зарубежной навигационной техники.

3    Изучение правил навигационного использования курсографов различной

1

5

модификации.

Итого

ЛИТЕРАТУРА

1 Е. Л. Смирнов и др. Технические средства судовождения. Теория. - СПб: Элмор, 1996.   - 543 с.

2.  Е. Л. Смирнов и др.   Технические средства    судовождения.     Конструкция и эксплуатация.   - СПб:Элмор,С находится в печати).

3.  К.А.Виноградов и др.   Абсолютные и относительные    лаги.     Справоч ник.   - Л. : Судостроение, 1990.   - 264 с.

4.  В. В. Воронов.   Навигационный эхолот НЭЛ-20К.   Изд. ГМА,   1998.   - 20 с.

5.  Нормативные документы.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Лекций

Практич. занятий

Самост. работа

Введение

1.  Гироскопические и магнитные
системы курсоуказания.

2.    Судовые системы измерения
скорости и пройденного расстояния.

3.   Судовые системы измерения глубины
моря.

Итого

АВТОРЫ ПРОГРАММЫ

Программа разработана профессорами,  д. т. н.   Смирновым Е. Л.   и    к. т. н. Перфильевым В.К. ,  одобрена кафедрой технических средств   судовождения (протокол N 10 от 09 июня 1998 года)  и   методической   

Похожие материалы

Информация о работе