Показатели выбора оптимального пути. Выбор оптимального пути судоводителями

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

§ 47. Показателивыбораоптимальногопути

Эффективность плавания судов в значительной мере зависит от выбора пути с благоприятными гидрометеорологическими условиями.

При этом только учет ряда показателей эффективности — безопасность плавания, сокращение времени перехода, сохран­ность грузов, экономия топлива — дают суммарный экономический эффект. В этом случае следует применять термин «оптималь­ный морской путь».

Наиболее часто за определяющий показатель эффектив­ности выбирают минимальную продолжительность рейса, при ко­тором обеспечивается безопасность плавания. В этом случае плавание осуществляется по так называемому «наивыгоднейше­му пути».

Если судно в рейсе не придерживается оптимального или наивыгоднейшего пути, то такое плавание условно можно наз­вать «свободным».

Продолжительность плавания судна изменяется в зависимости от степени воздействия гидрометеорологических факторов на от­дельных участках пути.

48. Выбороптимальногопутисудоводителями

       В настоящее время в судовождении используется ных приема выбора оптимального пути:использование специальных гидрометеорологических пособий в которых даны сезонные рекомендованные пути;             

определение пути  плавания  капитаном на основании гидро метеорологической информации, поступающей на судно. Сезонные пути.  Такие  пути  определяются  с использованием среднестатистических   данных   гидрометеорологических  характе­ристик конкретного района Мирового океана.

Выбранный на основании климатологических данных маршрут называется климатическим или сезонным путем, так как на нем учитываются только наиболее характерные особенности распре­деления гидрометеорологических элементов по сезонам года.

Сезонные пути в общем случае не являются кратчайшими по расстоянию и могут включать значительные обходы, обуслов­ленные климатическими особенностями того или иного района Мирового океана.

Рекомендованные сезонные пути приведены в специальном пособии «Океанские пути мира».

Кроме того, имеется ряд других пособий, описанных в § 43,

которые могут быть использованы для выбора наиболее благо-

приятного по гидрометеорологическим условиям пути судна. При

использовании  таких  пособий  на  бланке-карте  прокладывается маршрут перехода по кратчайшему расстоянию. Затем изучают по климатическим пособиям гидрометеорологические условия на всем маршруте перехода и в прилегающих к нему районах.

По режимным данным, выбираемым из климатических по­собий, маршруты перехода разбивают на отдельные участки с однородными гидрометеорологическими условиями и определяют наибольшую повторяемость отдельных гидрометеорологических параметров на каждом отрезке пути.

В качестве основных параметров обычно берут данные о ветре и волнении. Однако в зависимости от района плавания важно бывает учитывать данные о течениях, льдах, туманах и возможности обледенения.

С учетом основных эксплуатационных характеристик судна: скорости, водоизмещения, загрузки, вычисляются потери скорости хода на отдельных участках пути. Для определения этой величины используются методы, изложенные в § 45.

Определив потери скорости судна на отдельных участках пути, находят суммарную потерю скорости на всем маршруте перехода и соответственно среднюю скорость судна. Последняя сравнивается с технической скоростью судна и определяется, какой путь будет наиболее эффективным.

В настоящее время сезонные пути чаще используются для разработки новых маршрутов плавания и для планирования перевозок различных грузов.

Определение оптимального пути на судне. Этот прием заклю­чается в том, что на основании гидрометеорологической ин­формации, передаваемой на суда, капитан сам выбирает опти­мальный путь.

При этом судоводителям приходится рассматривать два наиболее характерных случая определения оптимального пути судна.

1.  Судно совершает плавание по рекомендованному сезонному пути. Однако реальные гидрометеорологические условия на марш­руте значительно отличаются от средних. В этом случае можно выбрать  два   варианта   плавания   с   удлинением  или   сокраще­нием пути S, на которых наблюдаются наиболее благоприятные условия погоды.

2.  Судно следует при общей благоприятной гидрометеороло­гической обстановке кратчайшим путем по дуге большого круга.

На основании полученного из гидрометеорологического центра трехсуточного прогноза погоды, извещающего о значительном ухудшении гидрометеорологических условий в районе плавания, необходимо принять решение об изменении пути в область с более благоприятными условиями погоды. В этом случае длина пути увеличивается и судоводитель должен оценить целесооб­разность такого изменения курса.

Похожие материалы

Информация о работе