Оценка мореходных качеств судна: Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине "Теория и устройство судна", страница 10

.                                      (4.5)

В курсовой работе определить три значения «резонансных» курсовых углов cрез . Скорости выбрать следующим образом: наибольшую скорость назначить в соответствии с п. 2 (Технические данные т/х), два других значения взять меньшими, соответственно на 2 и на 4 узла. Неблагоприятные углы определить для 100% и 10% загрузки судна. В нижней круговой части диаграммы Ремеза нанести пунктирной линией неблагоприятный курсовой угол, соответствующий наибольшей скорости хода судна.

4.7 Определение зон резонансной бортовой качки судна при ограниченной глубине.

Зоны резонансной качки определить с помощью диаграммы Ремеза для ограниченной глубины для случая 100% загрузки судна при заданной глубине акватории Нв и длине волны, равной длине судна.

Порядок использования диаграммы Ремеза для ограниченной глубины следующий. На вертикальной оси диаграммы откладывается длина волны, равная длине судна. Через полученную точку проводится горизонталь и определяется точка ее пересечения с наклонной линией, соответствующей периоду собственных колебаний tq. По этой же горизонтали отмеряется расстояние от найденной точки до  правого края диаграммы, затем это же расстояние откладывается вправо и влево от точки пересечения горизонтали с линией, соответствующей глубине дна Н = Нв. Через полученные точки вниз проводятся вертикальные линии, на нижней круговой части диаграммы пространство между ними составит резонансную зону. Попадание рабочей точки при определенных сочетаниях скорости хода судна и курсового угла волнения в эту зону является неблагоприятным с точки зрения возможности возникновения резонанса бортовой качки.

4.8 Оценка опасности движения судна на попутном волнении.

            При длительном движении судна на попутном и близком к попутному волнении, в случае, когда кажущаяся скорость волны близка к скорости судна, возникает опасность заметного снижения остойчивости судна.  Если время прохождения вершины волны вдоль корпуса судна близко к четверти периода собственной бортовой качки судна , судно может приобрести большие углы крена. Наиболее неблагоприятные волны в этих условиях имеют длину, близкую к длине судна l » L.

            Определить скорость движения судна vS, при которой время прохождения вершины волны вдоль корпуса судна (кажущийся период волны) составит tк = , воспользовавшись формулой для кажущегося периода волны:

.                                 (4.6)

Задавшись значением tк = , из этой формулы получено выражение для скорости хода:

                                                                           (4.7)

Расчет выполнить для двух значений курсового угла волнения: c=1800 и c, определенного в задании на выполнение курсовой работы. Расчеты выполнить для нескольких значений поперечной метацентрической высоты h в диапазоне от 0,1 до 0,8 м. Период собственной бортовой качки судна, соответствующий каждому значению h определить по капитанской формуле , инерционный коэффициент с – по рис. 11.

Проанализировать результат, выяснить возможность движения судна с найденными расчетом скоростями хода.

4.9 Расчет и построение диаграмм резонансной бортовой качки судна на попутных курсовых углах.

            Основной резонанс по бортовой качке при движении судна наступит при совпадении кажущегося периода волны с периодом собственной бортовой качки судна tк= tq. С учетом того, что наиболее неблагоприятной с точки зрения возможности снижения остойчивости для судна на попутном волнении является волна длиной, равной длине судна l = L, выражение для кажущегося периода волны будет соответствовать формуле (4.6). Непосредственно из этой формулы можно получить соотношение для определения неблагоприятных сочетаний скорости и метацентрической высоты с точки зрения возможности наступления резонанса бортовой качки.

                                                                 (4.8)

            Кроме основного резонанса для судна значительную опасность может представлять параметрический резонанс, наступающий при условии равенства кажущегося периода волнения половине собственного периода бортовой качки судна: tк = .