Организационные структуры управления. Целепостановка в управлении предприятием. Процесс и методы принятия управленческих решений. Мотивация в управлении организацией

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Органические структуры: отсутствие четкого разделения труда и однозначного закрепления функций за исполнителями, отсутствие жесткой иерархии, отсутствие жестких регламентов деятельности персонала. Все эти отличия делают структуру более гибкой и позволяют полнее использовать потенциал каждого работника. «-» сложность управления большим количеством людей, от руководства требуется большая ответственность и подготовка.А)Матричная структура основана на принципе двойного подчинения. «+»: обеспечивает гибкость и быстроту реагирования на изменение внешней среды, активизирует творческий потенциал работников. «-» двойное подчинение снижает управляемость, изменчивые условия работы могут снижать мотивацию работников, возможна борьба за власть, если между руководителями недостаточно определены властные полномочия, Б)Бригадные структуры – это временное структурное подразделение. В ее основе групповая форма организации труда, имеет своего руководителя (бригадира) наделенного относительной самостоятельностью и контроле деятельности.

2. Целепостановка в управлении предприятием.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желаемым и на достижение которых направлена ее деятельность.Целепостановка – это процесс определения целей и выбора средств их достижения.Этапы целепостановки:1)Определение миссии организации;2)Определение главной цели3)Декомпозиция цели.Миссия – это идея, смысл существования организации. Миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней отражалась уникальность организации. Виды миссии:1) главная стратегическая цель. Ее идеей может быть завоевание рынка, расширение влияния, повышение качества, 2)национальная идея. 3)рекламная акция. Это своего рода презентация, Сформулированная миссия используется при определение целей организации, при разработке стратегии. После формулировки миссии определяется главная цель организации. Сначала выявляются возможные цели. Для этого изучаются интересы и ожидания всех сторон причастных к деятельности организации и в первую очередь собственников, сотрудников и клиентов. Обычно в главной цели отражаются прибыль, интересы клиента. Главная цель выбирается исходя из условий организации и внешней среды. Учитываются размеры и структура организации, виды деятельности, ресурсы, техническое, технологическое и кадровое обеспечение, спрос на продукцию организации на рынке, наличие конкурентов.Декомпозиция – это разделение главной цели на подцели. Проводится с помощью дерева целей.Построение:1)Главная цель находится в вершине графа, (то к чему стремится);2)Цели нижних уровней одновременно являются средством достижения целей верхних уровней;3)На самом нижнем уровне дерева целей расположены целевые задачи к конкретным исполнителям. В текущей деятельности организации целепостановка используется при решении проблем (сложная задача кот требует решения).

3. Процесс и методы принятия управленческих решений.

Решение – это осн продукт управл деят-ти. Это разраб-ка действий по разрешению какой-либо проблеммы. По качеству решений оценивается эф-ть системы управления. Кач-во решений опред степень достиженияпоставленных целей.

1)Анализ проблемы. Из внешнего окружения или из внутренней среды организации к руководителю поступает информация о каких-либо нарушениях, несоответствие, сбоях. Это внешние признаки проблемы, ее симптомы. Их нельзя принимать за саму проблему. Проблемой можно считать то, с чем можно бороться. Все остальное надо рассматривать как условия, к которым необходимо приспосабливаться-Проблемы порождаются и решаются людьми. На данном этапе устанавливаются причины, связи и влияние проблемы. Исходя из выявленных причин формулируются цели и задачи дальнейших действий. Важные и срочные проблемы решаются немедленно самим руководителем;Срочные, но менее важные проблемы поручаются для немедленного решения подчиненным;Важные, но менее срочные проблемы ставятся в очередь, решаются самим руководителем.

2)Поиск вариантов решений. Их должно быть несколько, т.к. необходимо обеспечит выбор (где нет выбора, там нет управления). Эффективный метод поиска альтернатив считается эксперимент и мозговая атака. Эксперимент – это научно-поставленный опыт. В процессе эксперимента можно выявить различные альтернативы и просчитать варианты развития ситуации. Мозговая атака – это метод коллективного поиска решений. Главным условием ее успеха является свободное высказывание как можно большого количества идей. 3)Выбор оптимального варианта. В результате поиска может быть получено несколько достаточно приемлемых решений. Из них необходимо выбрать лучшее с точки зрения данной ситуации. Для выбора используют критерии (это правила или условия, характеризующие ситуацию и ограничивающие выбор). Критериями могут быть наличие ресурсов, время, техническое и технологическое оснащение, квалификация персонала. Критерии могут быть количественными и качественными. Количественные задаются конкретными показателями (макс допустимые затраты, макс прибыль). Качественные задаются описанием определенных условий (квалификация персонала). 4)Согласование решений. –с руководителем подразделения причастного к данному решению. Задача согласования не допустить до реализации решение способное нанести ущерб. Если выгоды превышают потери, решение согласуется, руководитель ставит на проекте свою визу. Наиболее эффективный метод решения компромисса – проведение совещания, т.к. при непосредственном общении легче аргументировать и отстаивать свое мнение -с исполнителями. Проводится в том случае, если решение связано с изменением условий труда или оплаты и поэтому ожидается сопротивление исполнителей. Работникам предоставляется информация о проблеме, прогнозное развитие ситуации и предлагаемый вариант решения, как способ устранения проблемы. Для обоснования решения руководителю необходимо раскрыть его прямые и косвенные выгоды для каждого работника. 5)Утверждение решения. Проектное решение одобренное всеми заинтересованными сторонами поступает на утверждение к вышестоящему руководителю. Утвержденное решение имеет форму приказа и обязательно для исполнения.

6. Подготовка к организ.выпл.решении

7.Контроль и оценка эффект.

3. Способы принятия решения. Известны 3 способа принятия решения: индивидуальный, коллегиальный и коллективный. Индивидуальный: рук-ль прин-ет решение единолично. Он привлек-т служ-х и спец-ов для сбора обработки и анализа инф-ии для поиска вариантов реш-ий, но окончат-ый выбор делает сам.“+” 1) возм-ть быстрой реакции на появл пробл; 2) четко опред-ая ответств-ть.“-” 1) возможны ошибки; 2) возможно сопротив-е.

4. Мотивация в управлении организацией

Мотивация – это побуждение к деятельности под влиянием внутренних или внешних движущих сил. Потребности – это ощущение нехватки чего-либо. Возникшие потребности человек стремится устранить, т.е. либо удовлетворить, либо проигнорировать.Мотивы – это внутренняя побудительная сила. Возникает под влиянием как внутренних так и внешних факторов. Внутренние связаны с эмоциями и чувствам человека. Внешние связаны с проявление окружающей среды. Стимулы – это внешняя побудительная сила. Положительные последствия (похвала, вознаграждение) повышают интерес к работе, побуждают работать больше и лучше. Отрицательные последствия (выговор, штрафы) побуждают отказаться от каких-либо действий, снижают интерес к работе. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью пробуждения в нем определенных мотивов. Целями мотивирования могут быть: Побуждение к более качественному выполнению работы;Побуждение к прекращению каких-либо нежелательных действий;Формирование отношения к организации, к работе и к коллегам. Для правильного выбора методов воздействия на человека необходимо понимать суть процесса мотивации и знать факторы влияющие на мотивацию. Для изучения процесса мотивации и факторов, влияющих на мотивацию используют две группы теории мотивации:

1)                 Содержательная теория раскрывает факторы влияющие на мотивацию. Теория иерархии потребностей А.МАСЛОУ люди постоянно испытывают потребности, которые можно разделить на группы и расположить по степени значимости в виде пирамиды потребностей. Не удовлетворенные потребности побуждают человека к активным действиям, причем

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0