Методические рекомендации по ознакомительной практике для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)», страница 4

- общие сведения (площадь арендованной и собственной территории; особенность месторасположения предприятия; наличие инфраструктуры, основных транспортных путей  их влияние; характер производства (единичное, серийное); основные технические процессы; наличие уникального оборудования; организационная структура предприятия: основные структурные элементы (основные производственные цеха, инструментальное, ремонтное, транспортное хозяйство), лаборатории и пр.);

- организационно-правовая форма, учредительные документы, как осуществляется процесс управление предприятием, основные акционеры, права акционеров, порядок распределения доходов, основные виды деятельности, цели предприятия, размер предприятия;

4.2.  Анализ внешней микросреды предприятия:

Анализируя внешнюю среду предприятия разделяют факторы макро- и микроокружения.

Анализ макросреды (мкакроокружение) направлен на изучение факторов, которые напрямую могут не затрагивать краткосрочную перспективу, но могут оказать влияние на долгосрочные перспективы. К факторам внешнего макроокружения относятся: экономические, политические, социальные, технологические и правовые компоненты макроокружения организации.

При анализе микросреды деятельности организации анализируются поставщики, покупатели, посредники и конкуренты, то есть анализ направлен на исследование всех контрагентов, которые могут оказать прямое влияние или находятся под непосредственным влиянием.

Анализ покупателей предполагает составление их профиля, включая наименование и уровень развития отрасли, к которой принадлежит предприятие, географическое местоположение, размер и соотношение степени зависимости покупателя и продавца друг от друга,  платежеспособность, методы и сроки расчетов, наличие замещающих продуктов, объем закупок, уровень информированности покупателя о товаре, чувствительность к цене, требования к качеству и сервисному обслуживанию, частота закупок. Рекомендуется проранжировать покупателей по степени их привлекательности для организации.

Анализ поставщиков предполагает сбор следующих данных: размер и степень монополизированности поставщика, величина затрат на поиск другого потребителя, доля продаж объекту исследования, наличие поставщиков-конкурентов, гарантии качества и средний объем брака, соблюдение сроков поставки, используемые методы расчетов.

Изучение конкурентов предполагает сбор информации относительно географического положения, размера и доли рынка, выявление сильных и слабых сторон деятельности организации. Важно учесть, что изучению подлежат не только внутриотраслевые конкуренты, но и конкуренты из других отраслей, производящие товары-заменители.

Анализ торговых посредников предполагает характеристику торговых посредников и сбытовых систем, применяемых на предприятии, описание системы товародвижения, включая систему обработки заказов, складские и транспортные операции.

 Кроме вышеперечисленных  составляющих микроокружения, важно выявить основные контактные аудитории – организации, не являющиеся прямыми партнерами по бизнесу, но оказывающее влияние на реализацию целей фирмы. Это, прежде всего, финансово-кредитные учреждения, оказывающие организации услуги кредитования и страхования, обслуживающие платежи; местные органы власти; налоговые, санитарные учреждения, органы Гостехнадзора и т.д.

По итогу проведенного анализа внешней среды необходимо выявить возможности и угрозы для деятельности предприятия, связанные с влиянием внешней микросреды среды на хозяйственную деятельность предприятия.

4.3. Анализ внутренней среды предприятия:

1.  Характеристика организационной структуры: схема организационной структуры предприятия; ее тип (линейно-функциональная, дивизионная, матричная и пр.), ее преимущества и недостатки, перечень отделов, участвующих в разработке и принятии решений, распределение полномочий при принятии управленческих решений,  основные функции, связи между отделами.