Анализ управленческого документа с текстом "Для проверки готовности школ к новому учебному году прошу об укомплектованности штата учителей", страница 2

·  Актуальное значение: процесс проверки, удостоверения в правильности чего-н. Соответствует первому, основному лексическому значению исходного слова «проверить».

3. Готовность

·  Актуальное значение соответствует второму значению слова: «Состояние, при котором все сделано, все готово».

4. Школа

·  Актуальное значение – первое: «учебное заведение»

5. Укомплектованность – от «комплектовать»

·  Актуальное значение существительного соответствует опредмеченному основному значению глагола «комплектовать»: «Пополнять до комплекта, составлять»

6. Штат

·  Актуально первое значение слова: «Постоянный состав сотрудников какого-н. учреждения»

7. Учебный

·  Актуально первое, основное лексическое значение: «Относящийся к учению, обучению»

8. Год

·  Актуально второе лексическое значение: «промежуток времени, в который завершается цикл каких-нибудь занятий, работ»;

Четвертый шаг – определение собственно семантических значений необязательных оконечных слов. В нашем случае к этим словам относятся:

1. новый

2. учителей

1. Новый

·  Впервые созданный, сделанный, появившийся, возникший недавно взамен прежнего, вновь открытый;

·  Относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени

2. Учителей - учитель

·  Лицо, которое обучает чему-н., преподаватель

·  (мн) глава учения, тот, кто учит чему-н. (высок.)

Пятый шаг – для каждого необязательного оконечного слова определяется его актуальный аспект лексического значения.

1. Новый

·  Наиболее близким является первое значение слова: «возникший недавно взамен прежнего»;

2. Учителей - учитель

·  Актуальным является основное, первое значение: «лицо, которое обучает чему-н., преподаватель»


III. Ситуационная управленческая модель

Управленческая ситуация в рассматриваемом тексте характеризуется тем, что перед субъектами управления поставлена задача доложить об укомплектованности объектов управления кадрами. Однако в полной мере данное содержание в силу дефектов в тексте не выражена.

1. Прошу

В чем состоит суть просьбы? – доложить об укомплектованности штатов учителей.

В тексте содержание управленческого действия не названо, поскольку пропущен полнозначный глагол «доложить» (или, например, сообщить). В состав управленческой модели нужно ввести следующее сведение:

Каким именно должно быть управленческое действие, о котором просят? - доложить.

В проекте документа не заданы субъекты, которые должны осуществить управленческое действие. Прошу доложить кого? – не определено. Эти сведения нужно добавить. Например:

К кому обращена просьба доложить об укомплектованности штатов школ? – к директорам средних школ г. Екатеринбурга.

В тексте документа также не указаны сроки исполнения управленческого действия. Прошу доложить в какой срок? – не определено. Нужно добавить сведения:

Когда нужно доложить об укомплектованности? – в срок до 1 августа 2005 г.

Не указан также характер исполнения управленческого действия. Нужны дополнительные сведения:

В какой форме нужно доложить об укомплектованности? – в письменной форме

2. Для проверки готовности

- «Прошу с какой целью?» - для проверки готовности. Указана цель управленческого действия, однако она не конкретизирована. Можно добавить сведения, уточняющие цель:

Готовность какая? - плановая

3. Школ

Готовности чего (кого)? - школ. Это характеристика предмета, осмысляемого в ходе управленческого действия. Предмет дан предельно обобщенно, нужно его уточнить:

Школ каких? – школ города

4. Укомплектованность штата учителей

Прошу доложить о чем? - об укомплектованности штата учителей. Характеристика состава управленческого действия.

Поскольку речь идет о множественных объектов, слово «штат» должно употребляться во мн.ч. Кроме того, неточно дана характеристика состава управленческого действия. В данном случае интересует не сама укомплектованность, а «текущее состояние укомплектованности». Нужно внести соответствующие уточнения:

Прошу доложить о чем? – о текущем состоянии укомплектованности штатов учителей.

5. К новому учебному году

– Прошу доложить о готовности к чему? - к новому учебному году. Характеристика состояния предмета, участвующего в качестве предмета в управленческом действии. Характеристика дана неточно. Нужно добавить сведения о точной хронологии.

– Прошу доложить о готовности к чему? - к новому 2004-2005 учебному году

Слово

Название сведения

Прошу

Точная характеристика управленческого действия - доложить.

Прошу (доложить)

Субъекты, на которые направлено управленческое действие – директора средних школ Екатеринбурга

Прошу (доложить)

Срок исполнения управленческого действия – в срок до 1 августа 2005 г.

Прошу (доложить)

Характер исполнения управленческого действия – в письменной форме

Готовность

Уточненный характер предмета речи - плановая

Школ

Уточненная характеристика предмета речи – школы города

Новый учебный год

Уточненная характеристика предмета речи – новый 2004-2005 учебный год


IV. Исправленный текст

«Для проверки плановой готовности школ города к новому 2004-2005 учебному году прошу директоров средних школ г.Екатеринбурга в срок до 1 августа 2004 года в письменной форме доложить о текущем состоянии укомплектованности штатов учителей»