О классификации конфиденциальной информации по видам тайны

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Виды тайны конфиденциальной информа­ции не имеют четкой правовой регламентации с указанием необходимых параметров каждого из них. Представляется, что основаниями раз­деления информации по видам тайны должны быть:

- собственники информации (по отдельным видам тайны они могут частично совпадать);

- области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая дан­ный вид тайны;

- на кого возложена защиты данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение):

- критерии отнесения информации к раз­личным видам тайны.

Эти показатели, как и указание на то, кто определяет состав информации, относимой к тому или другому виду тайны, должны нахо­дить отражение в определении понятия каждо­го вида тайны, за исключением профессиональ­ной тайны.

В качестве самостоятельного вида тайны не вызывает сомнения существование государст­венной тайны. Термин «государственная тайна» употреблялся в за­конодательстве Россий­ской империи, хотя официального опреде­ления этого понятия не было. В первые годы Со­ветского государства он вышел из употребле­ния, вернее, назывался без слова «государст­венная». Например, в 1921 г. Совет Народных Комиссаров, а в 1924 г. Реввоенсовет Республи­ки утвердили перечни

сведений, «составляющих тайну». Официаль­ный статус термин «государственная тайна» получил в 1922 г. в Уголовном кодексе РСФСР, однако уже в 1923 г. появился термин «госу­дарственные и ведомственные тайны», но с 1926 г. слово «ведомственные» отпало, и тер­мин «государственнаятайна» закрепился окончательно.

Первое официальное определение государст­венной тайны было дано в «Положении о престу­плениях государственных», утвержденном ЦИК СССР в 1927 г. В нем говорилось, что государст­венную тайну составляют сведения, разглаше­ние которых ставит под угрозу политические, национальные, хозяйственные завоевания рево­люции либо ведет к подрыву власти рабоче-кре­стьянского правительства. Характерно, что это определение не изменилось до 1987 г. В этом го­ду появилось новое официальное определение государственной тайны: «Государственную тай­ну составляют сведения, разглашение (передача, утечка и т.п.) которых может оказать отрица­тельное воздействие на качественное состояние военно-экономического потенциала страны или повлечь тяжкие последствия для обороноспособ­ности, государственной безопасности, экономи­ческих и политических интересов СССР».

Последнее определение сформулировано в Законе «О государственной тайне»: «Государст­венная тайна - защищаемые государством све­дения в области его военной, внешнеполитиче­ской, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыск­ной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Из изложенных выше методологических подходов к определению вида тайны в этом оп­ределении указаны собственник информация-государство (содержится в названии вида тай­ны), области деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны, на кого возложена охрана государствен­ной тайны и критерий отнесения информации к гостайне. Однако предложенный критерий не бесспорен. Во-первых, в данном контексте слишком неопределенным является термин «распространение». Распространение может быть не только несанкционированным, но и разрешенным, оно может нанести ущерб, а мо­жет и не нанести. Данный термин, как уже от­мечалось, не адекватен термину «утечка» 2. Во-вторых, этот критерий констатирует возмож­ные последствия распространения сведений, т.е. исходит из обратного, тогда как по логике, скорее, следовало бы назвать преимущества, получаемые

Похожие материалы

Информация о работе