Пермская деревянная скульптура, страница 2

На протяжении XVIII века пермская скульптура проходит в основном те же этапы развития, совершает ту же стилевую эволюцию, использует те же приемы ваяния, что и вся подобная русская скульптура.

 В статуарной скульптуре XVIII века развиваются реалистические изображения, отображающие жизненные человеческие черты. Мешающие этому  несовершенства прежней культовой пластики, ее малорельефность плоскостность и жесткость форм, сухость линий, скудость светотени и другие недостатки решительно преодолеваются.

Вместо барельефов резчики предпочитают делать более объемные фигуры — горельефы, круглые статуи. Ваяние в монолитном древесном блоке сменяется созданием скульптур из дерева с подклеенными кусками. От одной какой-либо манеры мастера переходят к многообразной технике резьбы.

Но как бы ни было значительно это развитие, деревянная скульптура в существе своем не изменилась. Она осталась культовой, была ограничена религиозной сферой. Между тем в России в ХVIII веке утвердилось и развилось свободное от церковных пут светское искусство. Оно сложилось в ходе подъема страны и самосознания нации, вышедшей на мировую арену.

Культовая деревянная скульптура при этом уцелела благодаря, главным образом, близости ее к жизни угнетенного народа, отражению в ней народных черт.

Декоративная скульптура в начале ХVIII века включалась в орнаментальные резные композиции. Она сохраняется на этой роли и в декоративных ансамблях середины века. В интерьерах второй половины ХVIII века скульптура приобретает более самостоятельное значение.

Пермская деревянная скульптура достигла в ХVIII веке широкого распространения и разнообразия. Она беспрестанно создавалась и совершенствовалась благодаря связи с жизнью местного населения.

Для достижения реалистической выразительности резчикам скульптуры потребовалось перейти к объемно-пластической трактовке изображений, к исполнению статуй вместо барельефов, к пластической моделировке лиц, к верной передаче земных телесных форм, к отображению человеческих переживаний.

Кроме отдельных фигур, создавались и группы скульптур. Они объединялись сюжетом и декоративным назначением (близкие по формам группы из села Усть-Боровского и района Чусовских Городков, фигуры из города Чердыни, села Лимежа, города Усолья и др.).

Самобытность пермской скульптуры заключается, прежде всего, в народных и реалистических ее чертах. Представляя святых в виде обыкновенных одушевленных людей, резчики без прикрас, правдиво воспроизводят местный национальный тип этих людей, их простонародный облик. Запечатленные в скульптурах образы человека-страдальца отражают по существу участь живых людей, находившихся под тяжким крепостническим гнетом.

Самобытность пермской скульптуры росла наряду с развитием в ней реалистичности форм и раскраски изваяний. В работах резчиков преодолевается неподвижность стародавних плоскостных форм; достигает сильной выразительности лаконичная пластичность изваяний. Сдержанная раскраска фигур в холодные и теплые цвета то темных, то пламенеющих тонов усиливает их впечатляющее действие.

Своей сердечностью, душевным отношением к простому человеку русская деревянная скульптура заметно отличается от внешне эффектной скульптуры барочного стиля и от бездушно натуралистических культовых изваяний стран Запада.

Русская деревянная скульптура, особенно в связи с разработкой в ней народных и реалистических качеств, явилась значимым фактором в развитии отечественной светской скульптуры ХУIII века.

Эта скульптура помогает нам видеть один из исторических этапов развития ваяния, служит пониманию пластического искусства. Превосходные произведения пермской скульптуры по праву принадлежат к художественным памятникам национального значения.

Параскева пятница из с. Ныроба.   Никола Можай из Чердыни.