Поверка амперметров и вольтметров методом сличения: Руководство к лабораторной работе, страница 8

.

Вместо неизвестного X используют значение , определённое с помощью образцовых приборов. Поэтому за абсолютную погрешность принимается следующая разность:

.

Поправка к показанию прибора представляет собой абсолютную погрешность, взятую с противоположным знаком:

Приведенной погрешностью  называют отношение абсолютной погрешности к нормирующему значению , выраженное в процентах:

.

Нормирующим называется условно принятое значение, равное:

а) для приборов с нулевой отметкой на краю или вне шкалы - конечному значению диапазона измерений ;

б) для приборов, предназначенных измерять величины, имеющие номинальное значение, - этому номинальному значению ;

в) для приборов с двусторонней шкалой, т. е. с нулевой отметкой посредине, - арифметической сумме конечных значений диапазона измерений .

Приведённая погрешность характеризует качество измерительного прибора и обуславливается его метрологическими свойствами. В связи с этим в зависимости от величины приведённой погрешности все измерительные приборы относятся к различным классам точности. Все показывающие электроизмерительные приборы (за исключением электронных и некоторых других) по наибольшей приведённой погрешности, определённой в нормальных условиях, относят к одному из восьми классов точности: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5 и 4,0.

Наибольшее значение приведённой погрешности прибора, определённой в нормальных условиях его работы, не должно выходить за пределы, допустимые для соответствующего класса точности, т. е.

                                                                                        (1.1)

где   - наибольшее значение приведенной погрешности, в %;

 - максимальное значение абсолютной погрешности, определенное в нормальных условиях работы;

  - нормирующее значение величины;

К –  класс точности прибора.

Согласно ГОСТ 13600-68 класс точности – это обобщённая характеристика точности средств измерений, определяющая пределы допустимых основной и дополнительной погрешностей. Таким образом, при отнесении измерительного прибора к соответствующему классу учитывают не только его основную погрешность, но и дополнительные, вызываемые различными влияющими величинами (температура, электрическое и магнитное поля и т.д.). Эти погрешности (дополнительные) также не должны выходить за пределы, установленные ГОСТом для соответствующего класса.

Для каждого конкретного прибора по его классу точности К и значению нормирующей величины  можно согласно (1.1) определить максимальное (предельное) значение абсолютной погрешности измерения этим прибором в нормальных условиях:

.

Отсюда предельное значение относительной погрешности измерения этим прибором в нормальных условиях его применения будет равно:

                                                                                  (1.2)

где X - истинное значение измеренной величины.