Ситуационные тесты личности, страница 2

         Ситуационные тесты на стресс. Как и тесты, разработанные при исследовании воспитания характера (CE1), тесты на стресс также имеют реальный и замаскированный характер. Основное отличие тестов на стресс — наличие фактора, предназначенного вызвать тревожность или иное состояние эмоционального срыва. Реакцию индивида на стресс можно оценить с помощью объективной регистрации выполнения предложенных заданий, или путем качественных наблюдений опытного наблюдателя, или посредством того и другого.

         К наиболее претенциозным программам, связанным с разработкой и использованием ситуационных тестов на стресс, можно отнести программу Отдела стратегических служб США, проводившуюся во время второй мировой войны (Н. А. Murray, D. W. MacKinnon, 1946; 0SS Assessment..., 1948; J. S. Wiggins, 1973, ch. 11). Цель этой программы разработки тестов была оценка кандидатов для назначения в военную разведку. Процедура оценки сводилась в основном к 3-дневному интенсивному тестированию и наблюдению. В это время кандидаты жили вместе небольшими группами под почти непрерывным наблюдением членов отборочной комиссии. Помимо специально разработанных ситуационных тестов программа включала тесты способностей, проективные методики, интенсивное интервьюирование и общее наблюдение за поведением в случайных обстоятельствах и неофициальной обстановке. Некоторые ситуационные тесты были созданы по образцу методик, разработанных в немецкой и английской армиях.

Примером ситуационных тестов OSS на стресс может служить тест “Конструктор”, в котором нужно собрать полутораметровый куб из деревянных брусов, блоков и шпеньков. Испытуемому говорили, что, поскольку одному человеку невозможно выполнить это задание за отведенные для этого 10 мин, ему дадут двух помощников. На самом деле помощники были психологами, которые играли предписанные им роли. Один придерживался тактики пассивного сопротивления и безучастности,  другой мешал работе, давая ненужные советы, задавая не относящиеся к делу и часто мешающие работе вопросы и третируя кандидата насмешками и критическими замечаниями. Помощники настолько преуспевали в создании у кандидатов состояния психического срыва, что куб ни разу не был собран за все время существования этой программы. 3a эмоциями испытуемого и его межличностными реакциями в этой ситуации велось наблюдение, на основе которого давались качественные оценки. 

         Имеющиеся данные о валидности ситуационных стрессовых тестов весьма скудны (J. P. Guilford, J. 1. Lacey, 1947; Е. 1.. Kelly, 1954; OSS Assessment..., 1948; J. S. Wiggins, 1973, ch. 11). Главной трудностью является отсутствие подходящих критериальных данных. В программе OSS, например, разнообразие индивидуальных заданий сводит на нет возможность оценки в сравнимых условиях области действий различных членов группы. Ненадежность критериальных субъективных оценок также снижает показатели валидности. Учитывая сказанное, необходимо отметить, что прогностическая валидность тестов на стресс в тех случаях, когда ее определяли, оказывалась низкой. Хотя некоторые методики выглядят перспективными, когда используются в конкретных целях, но польза от этих тестов редко окупает время, затраты на оборудование и хорошо обученный персонал, которые требуются для их проведения.

         Ситуации групп без лидера. Довольно распространенный вид ситуационных тестов основан на использовании “групп без лидера” в качестве средства для оценки таких черт как способность к совместной работе, взаимодействию, находчивость, инициативность, лидерство. В таких тестах дается задача, требующая совместных усилий группы испытуемых, ни один из которых не назначается главным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Так, в программе OSS использовались ситуация “водной преграды”, в которой осуществлялась переброска людей и оборудования через водную преграду с максимальной скоростью и безопасностью; и ситуация “стены”, в которой люди и материалы должны были переправляться через двойную стену с воображаемым рвом посредине.