Различия между 2-мя группами (использование условий отбора). Различия между 2-мя смежными выборками (и условия отбора). Корреляционная связь между 2-мя переменными (и условия отбора), страница 3

Вам необходимо проверить различия между одним из явлений (обозначим это явление условно «m») и 3–мя другими явлениями согласно оценкам одной из групп (обозначим эту группу условно «g»). Оценки какой группы «g» вас сейчас интересуют и какое явление «m» Вы будете использовать? Просмотрите это в таблице «Варианты Sm4» рядом с номером вашего варианта. Обратите внимание, что ваш файл *.sta содержит не только оценки группы «g», но также и оценки другой группы. Так и должно быть: файл должен содержать все данные, а Вы должны уметь использовать условия отбора.

Условия отбора

Сейчас Вы должны отобрать для анализа только те наблюдения (строки), которые относятся к вашей группе «g». И сделать это надо именно с помощью условий отбора.

Вы помните, что заголовки столбцов в таблице STATISTICA состоят из двух частей: из номеров (1,2,3,… и т.д.) и из имен переменных. Вы можете изменить имена переменных, но не можете изменить их номера. В условиях отбора используются именно номера, но не имена переменных. Допустим, согласно вашему варианту, Вас интересуют только те оценки, которые относятся к группе “g2”. Тогда, если ориентироваться на табл.Sm4, ваше условие отбора будет выглядеть так: v2=“g2”. В этом условии отбора после буквы «v» указан порядковый номер переменной, в которой содержатся обозначения групп. Какой номер имеет эта переменная в вашем файле *.sta?  

            Теперь необходимо ввести это условие отбора в программу. Для этого откройте окно Tools|Selectionconditions|Edit…, включите флажок Enableselectionconditionsи переключатель Specific, selectedby: Введите условие отбора в поле Expression.

sm 4.1. Представление результатов повторных измерений на графиках

Вначале оценим результаты повторных измерений визуально. Для этого можно воспользоваться инструкциями s4.3. При выполнении инструкций s4.3. включайте в анализ только те переменные, которые соответствуют вашей характеристике «х». Для этого при выборе зависимых переменных (уровней переменной, которая измерялась несколько раз) удерживайте нажатой кнопку Ctrl. Сами понимаете, что количество зависимых переменных (количество уровней фактора повторных измерений) сейчас равно количеству оцениваемых явлений.

Постройте график и определите по нему следующее: Какое явление получило от группы «g» в основном более высокие оценки по сравнению с явлением «m»? Какое явление получило от группы «g» в основном более низкие оценки по сравнению с явлением «m»? Про какое явление мы не можем однозначно сказать, что оно получило от группы «g» более высокие или более низкие оценки по сравнению с явлением «m»? Сохраните график по именем «изменения.stw» (этот график еще пригодится нам).

sm 4.2. Проверка статистической значимости различий

Итак, наглядные графики позволили нам хотя и неточно, но быстро оценить различия между явлениями. Однако, точная оценка различий между явлениями предполагает вычисление уровня статистической значимости этих различий. Эта цель достигается с помощью статистических критериев.

Итак, сейчас Вы должны проверить статистическую значимость различий между явлением «m» и 3-мя другими явлениями в том, как группа «g» оценила эти явления по характеристике «х». Для проверки различий между 2-мя смежными выборками используется либо T-критерий Вилкоксона, либо t-критерий Стьюдента для смежных выборок. Если зависимые переменные не являются метрическими, то применение t-критерия Стьюдента считается некорректным. Но в учебных целях мы сейчас временно проигнорируем эту проблему. Ведь сейчас мы в большей степени изучаем не условия применения метода, а процедуру его вычисления.  

t-критерий Стьюдента

Прочитайте начало инструкций “s4”. Чтобы вычислить t-критерий Стьюдента для смежных выборок, можно пользоваться инструкциями s4.2. Но переменные лучше выбирайте несколько иначе, чем это рекомендуется в инструкциях s4.2. Для выбора переменных программа предоставляет вам левый и правый списки. В одном из этих списков выберите переменную, содержащую оценки по характеристике «х», которые получило от группы «g» явление «m». В другом списке выберите три переменные, содержащие оценки трех остальных явлений. После того, как Вы выбрали переменные, все дальнейшие действия выполните в соответствии с инструкциями s4.2.