Учебная программа дисциплины "Культурология" (Тематический план и содержание курса. Темы семинарских занятий. Вопросы к зачету)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Аносова Т.В.

Культурология

Учебная программа для студентов  очного отделения

Новосибирск

2008

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Тематический план курса «Культурология». 4

Содержание курса  «Культурология». 5

Темы семинарских занятий по курсу  «Культурология». 10

Вопросы к зачету по курсу «Культурология». 12

Список рекомендованной   литературы по курсу «Культурология». 13

Основная научная и учебно-методическая литература. 13

Дополнительная научная и учебно-методическая литература. 14


1.   Учебная программа соответствует требованиям, предъявляемым к  содержанию программы курса «Культурология» государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» и предусматривает изучение особенностей структуры и состава современного культурологического знания, методов культурологических исследований и основных понятий культурологии. Также данный курс предполагает изучение истории мировой культуры и типологии культур.

2.   Цели и задачи учебной дисциплины.

Предметом данного курса является изучение культуры как целостности, как специфической функции и модальности человеческого бытия.

Цель  курса лекций и практических занятий состоит в  получение теоретических знаний  о содержании, структуре, динамике и технологиях функционирования культурологического знания в условиях его генезиса.

2.2.     Основные задачи данного курса:

а)   познакомиться с результатами современных исследований в области культурологии;

б) исследовать состав и структуру современного культурологического знания;          

в) овладеть понятийным и терминологическим аппаратом культурологии;

г)   иметь представление об основных методах  культурологческих исследований;  

д)   проследить основные этапы развития истории мировой культуры;

е) познакомиться с историей культуры России и ее местом в системе мировой культуры;

ж) изучить типологию культур;

з) изучить соотношение таких феноменов как культура, природа, общество и личность;

и) иметь представления о таких аспектах вхождения индивида в социокультурную систему как инкультурация и социализация.

Виды занятий.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Курс состоит из лекций информационного и проблемного типа. Практические занятия состоят из семинаров, закрепляющих теоретический материал.

4.   Форма контроля.

Итоговый контроль планируется в форме зачета, отметка о котором будет представлена в приложении к диплому.

Тематический план курса «Культурология»

Наименование тем

Всего часов

Кол-во часов на лекци-онную форму обучения

Семи-нар-ские заня-тия

Самост. работа

сту-дентов

1

Тема №1.Культурология в системе гуманитарного знания

6

2

0

4

2

Тема №2. Культура как объект исследования в культурологии

8

4

2

2

3

Тема №3. Основные школы и концепции культурологии

10

4

4

2

4

Тема №4. Человек в природном и культурном пространстве

6

2

0

4

5

Тема №5. Типология культур

6

2

0

4

6

Тема № 6. Миф и особенности мифологического мышления

4

2

0

2

7

Тема №7.Культура Древнего мира

8

2

4

2

8

Тема №8.Средневековая культура Западной Европы

6

2

2

2

9

Тема №9. Европейская культура эпохи Возрождения

6

2

2

2

10

Тема №10. Развитие европейской культуры в XVII-XVIII вв.

6

2

2

2

11

Тема №11. Культура индустри-ального общества XIX в.

4

2

0

2

12

Тема №12. Особенности развития культуры XX в. Проблема постмодерна в  культуре XX в.

8

4

2

2

13

Тема №13. Основные этапы развития культуры России

6

4

0

2

14

Тема №14. Охрана национального культурного наследия

6

2

0

4

Всего

90

36

18

36


Содержание курса «Культурология»

Тема №1. Культурология в системе гуманитарного знания

Истоки культурологии как науки. Культурология как наука и  учебная дисциплина. Причины и потребности формирования культурологии как самостоятельной отрасли общественно-гуманитарного знания в XX в. Методологические подходы к пониманию предмета культурологии: энтелехийный, аксиологический, праксеологический, регулятивный, семиотический. Методы культурологии. Структура культурологии. Функции культурологии. Культурология в системе гуманитарных наук. Культурология и философия культуры. Социология культуры. Культурная антропология. История культуры. Прикладная культурология.

Тема №2. Культура как объект исследования в  культурологии

Понятие культуры. Подходы к пониманию и определению культуры в отдельных научных дисциплинах.  Характеристика основных параметров культуры. Структура культуры. Структурная целостность культуры. Субординация и ранжирование ценностей культуры. Материальная и духовная стороны культуры. Обусловленность материальной культуры качествами и свойствами природных объектов.  Составляющие материальной культуры. Составляющие духовной стороны культуры. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность. Обычаи. Нормы. Типы ценностей. Предназначение культуры. Функции культуры и их иерархия: социально-интегративные, организационно-регулятивно-нормативные, познавательно-коммуникативные, рекреационные и оценочные.  Морфология культуры. Культура и цивилизация. Человек как творец и творение культуры. Роль и место культуры в деятельности человека. Культура как смысловой мир человека.  Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры. Культурная картина мира. Диалог культур. Основные формы духовной культуры. Языки культуры. Понятие символа. Символические формы культуры. Коды культуры.

Тема №3. Основные школы и концепции культурологии

Методологические основы культурологи. Многообразие подходов и направлений в культурологи. Философия Г.В.Ф. Гегеля как теория культуры. Зарождение современных культурологических теорий в трудах Ф. Ницше и В. Дильтея. Культурологические теории Н.Я. Данилевского и К. Леонтьева. Философия культуры О. Шпенглера. Понятие культуры и цивилизации. Человек, творчество и культура в философии Н.А. Бердяева. Свободный дух и символические формы культуры – внутреннее противоречие культурного творчества. Культура и бессознательное начало человека в концепции З. Фрейда. Понятие сублимация.  Культура и коллективное бессознательное в концепции К.Г. Юнга. Понятие архетипа. Культура и проблема целостности человеческой души. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Этапы цивилизационного развития. Творческая природа культурно-исторического процесса – «Вызов и Ответ». Культурологические воззрения К.Ясперса. Культурно-историческая периодизация К.Ясперса. Осевое время. Учение о социо-культурной динамике П. Сорокина. Ценность как основа и фундамент всякой культуры. Типология культур П. Сорокина. Антропологический подход к изучению культуры и его формирование в трудах Г. Спенсера, Э.Тайлора, Д. Моргана. Структуралистский подход в культурологи К. Леви-Строса и М. Фуко. Биосферный подход к исследованию культуры в работах К. Лоренца и Б. Скиннера. Концепция игровой культуры. Й. Хейзинга. Х. Ортега-и-Гассет.  Проблемы культуры в русской философской мысли.

Тема №4. Человек в природном и культурном пространстве

Природа и культура: противоположные и взаимодополняющие составляющие бытия мира человека. Дуальность организации среды обитания людей, совмещение в ней природных компонентов и мира

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
134 Kb
Скачали:
0