Методические указанияк выполнению лабораторной работы «Исследования работоспособности», страница 2

Традиционно труд принято разделять на физический и умственный. Любая трудовая деятельность состоит из приема информации и принятия решения  - команды (психический компонент) реализации команды посредством двигательных реакций (психофизический компонент). Следовательно, правильнее будет говорить о труде с преобладанием физического или психического компонентов.

  Физический труд характеризуется тяжестью по затратам энергии. При легкой степени энергозатраты до 150 ккал/час, средней до 250, при тяжелой степени энергозатраты более 250 ккал/час.

Умственный труд характеризуется напряженностью по количеству объектов наблюдения, объему памяти, скорости предъявления информации и др. По сочетанию этих и других критериев установлены степени напряжения: малонапряженный, умерено и чрезвычайно напряженный. Критерием умственного труда является степень нервно-эмоционального напряжения.

Важным критерием труда является его монотонность, которая характеризуется количеством однообразных операций, выполняемых в единицу времени.

Выполнение чрезмерно тяжелой, напряженной или монотонной работы приводит к снижению работоспособности, которая отражает наступление утомления – защитной реакции организма. Утомление может развиться при длительном выполнении даже легкой или малонапряженной работы.

Существенное влияние на работоспособность оказывают условия труда: неблагоприятный микроклимат (температура, влажность и подвижность воздуха), шум, нерациональное освещение и др. факторы способствуют более быстрому развитию утомления, т.е. снижению работоспособности.

Решающими факторами, определяющими работоспособность, являются индивидуальные физические (сила, выносливость и др.) и  психические (концентрация и переключение внимания, объем памяти, скорость переработки информации и др.) возможности организма. В свою очередь, психические возможности обусловлены силой, подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в нервной системе и определяют тип нервной деятельности организма, его темперамент.

I. Оценка умственной работоспособности корректурным тестом   

Для оценки  умственной работоспособности используют методики, определяющие напряжение психических функций (внимание, память, мышление), так называемые психологические тесты. Одним из наиболее простых, информативных и объективных методов является корректурный тест Амфимова, характеризующий функцию внимания (концентрация и переключение).