Складские свидетельства как объекты имущественного оборота, страница 32

Идея внедрения складских свидетельств в бюджетный процесс полу­чила практическое воплощение в 1998 г. с выходом в свет постановле­ния Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 1998 г. № 104 «О применении складских свидетельств в ходе исполнения республикан­ского бюджета». Постановлением было установлено, что в погашение задолженности перед бюджетом в первую очередь принимаются склад­ские свидетельства, товарным наполнением которых'является продук­ция, необходимая для обеспечения исполнения защищенных статей рас­ходной части бюджета. Было определено, что складские свидетельства принимаются в погашение задолженности по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество в части, зачисляемой в республиканский бюджет Республики Марий Эл, а также задолженно­сти по непогашенным кредитам.

Подобное применение складских свидетельств является приоритет­ным и в законодательствах остальных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 30 мар­та 1998 г. № 36 «Об использовании в народном хозяйстве Чувашской Рес­публики складских свидетельств» складские свидетельства применяют­ся как инструмент для оформления передачи товарного кредита, пре­доставляемого со стороны региональных промышленных предприятий в пользу исполнительной власти Республики. Товары, переданные Мини­стерству финансов Чувашской Республики посредством выписки и пе­редачи складских свидетельств, признаются запасом и не подлежат об­ложению налогом на имущество во время их хранения на товарном складе.

Законом Свердловской области от 18 декабря 1996г. № 53-ОЗ «О погашении задолженности по платежам в бюджеты в Свердловской об-

197

ласти» (в редакции законов от 21 августа 1997 г. № 56-ОЗ, от 9 января 1998 г. № З-ОЗ, от 3 августа 1998 г. № 31-ОЗ) установлено, что в счет уплаты задолженности в бюджет от налогоплательщиков могут прини­маться складские свидетельства, которые впоследствии могут быть ис­пользованы в целях финансирования расходных статей областного бюджета и целевых программ, погашения задолженности областного бюджета по полученным кредитам или могут быть реализованы на рын­ке ценных бумаг, а суммы, поступившие за проданные складские свиде­тельства, перечисляются покупателем этих ценных бумаг непосредст­венно на счет областного бюджета.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 2 июня 1998 г. № 371 «Об утверждении порядка погашения задолженности по платежам в краевой бюджет складскими свидетельствами» было введе­но понятие номинальной стоимости складского свидетельства. Номи­нальной стоимостью двойного складского свидетельства признана об­щая стоимостная оценка товара, указанная в каждой части двойного складского свидетельства, при условии ее расчета с учетом степени ли­квидности товара на предмет его реализации. Принятые от налогопла­тельщиков складские свидетельства должны быть переданы для осуще­ствления планового бюджетного финансирования.

Попытка осуществления классического применения складских сви­детельств предпринималась в Челябинской области.

В 1999 г. по решению Администрации Челябинской области были выпущены двойные складские свидетельства на зерно с целью учета движения зерна при формировании областного фонда зерна и проведе­ния расчетов сельхозтоваропроизводителей по задолженности в област­ной бюджет, внебюджетные фонды, за кредиты банка путем поставок зерна лицензированным зерноперерабатывающим организациям.

В Челябинской области двойные складские свидетельства на зерно используются в качестве инструмента безденежных расчетов, а также для создания областного фонда продовольственного зерна путем передачи в собственность области пакета складских свидетельств. Зерноперерабаты­вающим организациям делегированы права государственного заказчика на выпуск в обращение двойных складских свидетельств на зерно при исполнении договора хранения зерна, заключаемого между сельхозтова-ропроизводителем и зерноперерабатывающей организацией. Сельхозто-варопроизводитель, сдающий зерно на хранение, является поклажедате-лем и первым держателем двойного складского свидетельства на зерно с правом распоряжения зерном. Последующими держателями двойного складского свидетельства на зерно являются кредиторы сельхозтоваро­производителей, участвующие в формировании областного фонда зерна.