Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство")

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Глава 3

Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов

недропользователей

(на примере предприятий

золотодобывающей промышленности)

3.1. Принципы формирования системы акцизов горной

ренты, платежей за ресурсы и налогов

недропользователей

Платежи за природные ресурсы, акцизы и налоги — важней­шие инструменты экономического регулирования взаимоотно­шений предпринимателей, государства и общества — должны обеспечивать решение следующих основных задач:

рационального и экологически безопасного использования ограниченных природных ресурсов;

стимулирования добычи и производства необходимого обще­ству сырья;

сбора средств в государственный бюджет;

обоснованного изъятия всех видов природной ренты и после­дующего законодательного ее распределения в масштабах стра­ны.

Налоговая система «демократической», «рыночной» России, действующая во второй половине 90-х годов, была и во многом остается ориентированной на получение средств для нужд госу­дарства. Она не стимулировала рационального и экологически безопасного использования природных ресурсов, обоснованно­го изъятия и распределения природной ренты, не способствова­ла росту производства и поэтому нуждалась не в постоянных кос­метических изменениях, осуществляемых Правительством РФ, а в кардинальном реформировании. В первую очередь следовало реформировать систему налогов и всех видов платежей предпри­ятий горно-добывающих отраслей промышленности — основы сырьевой базы хозяйства страны и экспорта. В конце главы на рис. 3.1 показана диаграмма уровней рентабельности одного из проектировавшихся в России золотодобывающих предприятий в условиях налоговых систем разных стран [38]. Для России рента­бельность проекта рассчитывалась по пяти (0; 5; 10; 15,6 и 20,4%) вариантам налогообложения дохода от реализации продукции, при этом все остальные виды налогов не менялись. При практи­куемом уровне изъятия дохода в размере 35,8% (см. табл. 3.2)

95

Л/с. JJ. Диаграмма уровней рентабельности одного из проектировавшихся в России золотодобывающих предприятий в условиях налоговых систем разных стран. Для России рентабельность проекта рассчитывалась по пяти (0; 5; 10; 15,6 и 20,4%) вариантам налогообложения дохода от реализации продукции, при этом все остальные виды налогов не менялись

Россия занимала и продолжает занимать последние места в мире по инвестиционной привлекательности.

Горно-добывающие предприятия работают в разнообразных природных условиях, которые в силу специфики горного произ­водства существенно отличаются от условий работы других про­изводственных, посреднических, торговых предприятий. Поэто­му для горных компаний должен быть разработан и введен осо­бый порядок налогообложения, четко увязанный с размерами и порядком акциза (изъятия) дифференциальной горной ренты.

Платежи за природные ресурсы, акцизы и налоги горно-до-бывающих, как и других, предприятий, как правило, носят ис­ключительно фискальный характер и во многом ни по сути, ни по наименованиям не отражают экономическую природу произ­водства вообще и горного особенно.

96

Налоги на затраты, начисляемые в зависимости от размера за­работной платы и направляемые на формирование различных фондов (пенсионный, занятости, нужды образования и др.), нео­боснованно отягощают себестоимость сырья, что приводит к це­новой неконкурентоспособности отечественной продукции, сни­жению объемов запасов полезных ископаемых в недрах, нерента­бельности разработок многих месторождений. Налоги, которые можно отнести на себестоимость добытого сырья, являются нало­гами на его потребителей, поскольку увеличивают цену продук­ции. Продвигаясь по производственной, экономической цепочке и попадая во всевозрастающем объеме в себестоимость и цену потребительских товаров, налоги на затраты в итоге оплачивают­ся гражданами и по сути своей могут рассматриваться как косвен­ные налоги на доходы физических лиц.

В отечественной налоговой системе часто практикуется двой­ное и тройное налогообложение. Вкладывая средства, после уп­латы всех налогов, в развитие производства, коллективный ин­вестор, получая дивиденды по акциям, облагается налогом на доход по ценным бумагам. Но дивиденды выделяются из прибы­ли предприятия, которая облагается налогом на прибыль. Про­исходит тройное налогообложение инвестиций и доходов соб­ственников: налогами на затраты, на прибыль и на доходы по ценным бумагам. Такое положение в значительной степени сдер­живает приток капиталов в производственный сектор экономи­ки.

Наименования налогов, их многочисленность усложняют по­нимание целесообразности и справедливости налоговой систе­мы. Например, налог на землю по своей экономической природе таковым не является, поскольку налог — это форма изъятия ча­сти заработанной прибыли и трудового дохода. Земля как ресурс, используемый в производстве, предприятием покупается (арен­дуется), поэтому оплату использования этого ресурса необходи­мо называть платой за землю, а не налогом и относить на себес­тоимость продукции.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
312 Kb
Скачали:
0