Характеристика образов воображения дошкольника

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Характеристика образов воображения дошкольника:

По Коломинскому, Панько

  1. Яркость
  2. наглядность
  3. подвижность
  4. изменчивость
  5. высокая эмоциональность (дети стремятся к привлекательным, эмоционально насыщенным ролям, н-р, быть шофером)

по Люблинской

Характерными особенностями ранних детских представлений, которые характеризуют как память, так и воображение, являются:

  1. смутность
  2. слитность
  3. клочкообразность
  4. бессистемность
  5. неподвижность

Наиболее ярко они проявляются в детских рисунках. В. Штерн, К. Бюлер и др. обратили внимание на то, что рисунки детей разных стран, культур на одну и ту же тему имеют некоторые общие черты, с возрастом они изменяются, но всегда в определенной последовательности.

Стадии развития рисунка:

1.  стадия каракуль (2-3 года): ребенок просто водит карандашом по бумаге и удовлетворяется получаемыми каракулями, его интересует сам процесс чирканья

2.  стадия схемы (4-8 лет): ребенок что-то изображает, но рисунки еще уродливы. Искажения образов на стадии схемы характеризуются тем, что:

v в рисунке не хватает основных частей

v грубо нарушена форма частей и всей фигуры

v резко нарушены пропорции частей

v произвольно уменьшено или увеличено количество частей, н-р, два носа

v значительные ошибки в пространственном расположении всей фигуры и отдельных ее частей, н-р, руки растут из головы

v изображены лишние детали и не даны главные части, н-р есть пуговицы, но нет рук

v прозрачность изображения: внутри шляпы видна голова и др.

3.  отсутствие схемы (8-12 лет): рисунки правильно передают предмет

Представления, которые являются основой воображения, дифференцируются по  определенным уровням развития:

a)  уровень узнавания: ребенок сохранил представление о предмете лишь настолько, что может узнать его при повторном восприятии натуры или изображения

b)  уровень вызванного (пассивного) воспроизведения: в ответ на знакомы вопросы (загадки  и т.д.), под влиянием какого-либо толчка извне (воспитательница внесла матросские шапки) у ребенка возникает искомый образ. В основе таких представлений лежат ассоциации по сходству или смежности.

c)  Уровень свободного, произвольного использования имеющихся представлений: сохранение осмысленных образов, их уточнение, дифференцировка позволяют использовать их в играх, изо деятельности.

d)  Уровень творческого воспроизвдения: человек может расчленить сохранившийся образ, выделив лишь какие-то его части, элементы, признаки, включить их в новые комбинации, сочетания, создавая таким образом что-то новое.

Воображение, по Коломинскому, - своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и  идей на основе имеющихся представлений и понятий.

Воображение преддошкольника:

1.  развито слабо

2.  пассивно

3.  носит воссоздающий характер

4.  возникает без специально поставленной цели (непроизвольно)

      Воображение дошкольника:

  1. дальнейшее развитие пассивного, воссоздающего, непроизвольного воображения
  2. появляется произвольное воображение:

v сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сри

v несколько позже проявляется в других видах деятельности, требующих

Похожие материалы

Информация о работе