Краткая характеристика развития ребенка первого года жизни

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Краткая характеристика развития ребенка

Развитие детей первого года жизни происходит очень быстро. К 12 мес ребенок утраивает массу тела и вырастает на 24—25 см (длина тела), происхо­дят огромные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Поэтому первый год жизни ребенка условно подразделяется на следующие перио­ды, качественно отличающиеся друг от друга:

от рождения до 2,5—3 мес, включая период новорожденности (до 4 нед);

от 2,5—3 до 5—6 мес;

от 5—6 до 9—10 мес;

от 9—10 до 12 мес.

Период новорожденности. Еще сравнительно недав­но бытовало мнение, что новорожденный — это чистая тетрадь, заполняемая жизнью. Известный швейцар­ский психолог Жан Пиаже, например, считал, что способность к умственной деятельности приходит к ребенку только в возрасте нескольких месяцев. Однако в последние несколько лет эти взгляды были в корне пересмотрены и психологи обнаружили, что новорож­денные — это не бездумные, ничего не сознающие существа, а сложные высокоорганизованные индиви­дуальности с поразительными способностями, о кото­рых раньше ученые не догадывались. В наблюдениях за детьми выяснилось, что новорожденные усваивают все и обучаются с необыкновенной скоростью, гораздо быстрее, чем в последующем возрасте, и получают удовольствие от этого, но затем быстро теряют инте­рес. Некоторые ученые считают, что у новорожденных даже есть чувство юмора и им нравится передразни­вать своих родителей.

Зарубежные молодые ученые Эндрю Мельтцоф и Кейт Мур описали свои наблюдения:

«Мы засняли на пленку младенца всего 42 мин от роду. Когда его мать высунула язык, он вслед за ней сделал то же самое. Когда же она открыла рот как бы для произнесения звука "а", он на мгновение застыл в неподвижности, а затем, наморщив лоб, тоже стал открывать рот» .

Благодаря -зрительным, слуховым и другим анали­заторам ребенок видит, слышит и т. д., а также обла­дает способностью держаться на воде (плавательный механизм развивается еще во внутриутробном перио­де). В первые дни после рождения можно обнаружить у ребенка реакции, направленные на контакт с раздра­жителем,— это ориентировочные рефлексы, которые И. П. Павлов назвал «что такое?». Психолог В. С. Му­хина приводит пример, что в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки ребенка, которая, как подсолнух, поворачи­вается к солнцу.

Английский психолог Том Бауэр считает, что для ребенка общение со взрослым по своей заниматель­ности равносильно разгадыванию головоломок. И по­добно тому, как мы пытаемся постичь, что же происхо­дит в мозге ребенка, он старается понять, о чем думает взрослый. Некоторые ученые считают, что улыбка только что родившегося ребенка — это прояв­ление его интеллектуального (осознанного) удоволь­ствия.

У новорожденного сразу после рождения включаюся безусловные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма. Это защитные, ориентиро­вочно-пищевые, сосательный, цеплятельный рефлексы, рефлекс отталкивания. Но, как показали исследования ученых, у новорожденного имеются и атавистические рефлексы (цеплятельный, рефлекс ползания), которые в   дальнейшем   угасают.   Например,   цеплятельный рефлекс вызывается раздражением ладони и ребенок сжимает руку в кулачок. Но в основе хватательного движения лежит раздражение пальцев, а не ладони. И цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем у ребен­ка появляется

Похожие материалы

Информация о работе