Динамика развития внимания с рождения до 3-х лет. Направления в развитии внимания по А.А.Люблинская. Средства, приемы организации внимания ребенка-дошкольника. Особенности развития в дошкольном возрасте разных свойств внимания

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1.  Кратко охарактеризуйте динамику развития внимания с рождения до 3-х лет.

1.  Первые проявления внимания можно заметить в самые ранние периоды жизни новорожденного. Н-р, раздражители, связанные с питанием, в первую очередь вызывают ориентировочную реакцию и изменяют характер поведения ребенка.

2.  Слуховое сосредоточение появляется на 2-ой – 3-ей неделе после рождения (Штерн, Прейер выявили первые проявления сосредоточенности на 10-12 день, когда младенец направлял свой взор на огонь лампы, поставленной на близком расстоянии от него): при звуке звонка малыш замолкает, прекращаются его движения до тех пор, пока не умолкает сигнал. На 3-ей – 4-ой неделе заметно сосредоточение ребенка на голосе взрослого человека, который разговаривает с ним.

3.  Примерно в то же время появляется и зрительное сосредоточение, при котором ребенок также замирает и замолкает, фиксирует взгляд на предмете.

4.  Начиная со 2-ого месяца заметно увеличивается время сосредоточения на ярких игрушках (время сосредоточения больше, если игрушка звучащая или ее показ сопровождается речью человека).

5.  Характерной особенностью проявления ранних форм внимания на 2-ом и 3-ем месяцах жизни ребенка является то, что его привлекает взрослый человек: общаясь с ребенком, вызывает у него ответную реакцию в виде комплекса оживления. В исследовании А.В, Ярмоленко изучалась сравнительная привлекательность различных предметов и человека для младенцев первого года жизни:

v К подвижным объектам время сосредоточения внимания в 3-4 раза больше, чем к неподвижным.

v К человеку – в 4-5 раз больше, чем к другим объектам.

6.  К концу первого года жизни ребенок может действовать с несколькими предметами (стучать одной погремушкой о другую, вкладывать одну коробку  в другую), что говорит о появлении распределения внимания (Люблинская отмечает, что распределение внимания совершенно недоступно маленьким детям)  и об увеличении его объема, который достаточно узкий: если ребенок держит в руках погремушку и ему показали другую, он отпускает первую и тянется за второй; если трехлетнему ребенку рассказывают что-то, он перестает есть

7.  большое значение для развития внимания имеет овладение ребенком ходьбой, что ведет к увеличению количества объектов, с которыми он взаимодействует, увеличивается время сосредоточения до 10 минут.

8.  если на первом г.ж. внимание ребенка привлекалось кем-то или чем-то, то на втором и особенно на третьем – он может направлять свое внимание на новый предмет, на речь взрослого: самостоятельно возится с каким-либо предметом, внимательно рассматривает игрушку или следит за речью и действиями окружающих людей.

9.  в этот период ребенок может быть внимательным не только к эмоциональному контакту со взрослым, предметам, но и к значению слова, речи. Если до этого слово взрослого только направляло внимание ребенка. То теперь он начинает постигать его смысл, значение.

10.  Т.о.  к 3-м годам ребенок может быть внимательным ко всем основным явлениям и предметам, которые его окружают.                                                                             

2.  Какие направления в развитии внимания выделяет А.А. Люблинская, охарактеризуйте каждое из них.

Люблинская отмечает, что основными направлениями в развитии внимания дошкольников являются следующие:

- расширение объема внимания

- рост устойчивости внимания

- формирование произвольного внимания

1.  Характерной особенностью внимания детей младшего

Похожие материалы

Информация о работе