Проектирование реконструкции железной дороги: Методические указания к курсовому проектированию, страница 4

Правильно рассчитанное возвышение наружного рельса позволяет уменьшить износ верхнего строения пути и подвижного состава, сэкономить на расходах по их текущему содержанию и ремонтам. Величина возвышения определяет длину переходной кривой.

Расчет возвышения выполняют с учетом максимальной скорости наиболее быстрой категории поездов (пассажирское движение), максимальной скорости в грузовом движении и средневзвешенной фактической скорости всего поездопотока. При этом должны быть обеспечены непогашенные центробежные ускорения (для пассажирского движения – не более 0.7 м/с2, для грузового движения – не менее  чем – 0.3 м/с2) и одинаковое (в среднем для поездопотока) нажатие колес на обе нити рельсов.

С учетом указанных положений возвышение наружного рельса в кривых, согласно «Инструкции по текущему содержанию пути», определяется по формулам:

для пассажирских поездов  , мм;    (1.1)

для грузовых                          мм;      (1.2)

для потока поездов              , мм,                (1.3)

где Vmax,пс, Vmax,гр - максимальная скорость пассажирских и грузовых поездов, км/ч;

Vпр - средняя приведенная скорость поездопотока, км/ч;

R    - величина радиуса кривой, м.

Величину средней приведенной скорости поездопотока в курсовом проекте можно определить по формуле

где Гт, Гобр – грузонапряженность нетто в направлении «туда» и «обратно» для 10-го года эксплуатации, млн.ткм/км;

nпс – суточное количество пассажирских поездов на 10-ый год эксплуатации;

Vгр(т), Vгр(обр), – фактические скорости движения грузовых поездов в направлении «туда» и «обратно» на рассматриваемой кривой;

Vпс(т), Vпс(обр), – то же пассажирских поездов.

Фактические значения скоростей движения в расчетах для текущего содержания и плановых ремонтов пути надо определять  по данным статистической обработки замеров, взятых со скоростемерных лент. В курсовом проекте можно ограничиться данными  тяговых расчетов. Полученные значения скоростей должны быть взяты с коэффициентом 0,85.

Из полученных по формулам (1.1, 1.2, 1.3) величин возвышения наружного рельса принимают большее  и округляют его до значения, кратного 5 мм.

Независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса не должно превышать 150 мм.

В кривых, расположенных на ограничивающих подъёмах и близких к ним, для компенсации продольных растягивающих сил рекомендуется уменьшать полученное расчетом возвышение на величину до 15%. При этом должны соблюдаться нормативы по предельным непогашенным ускорениям.

Следует отметить, что приведенная методика в настоящее время перерабатывается во ВНИИЖТ и к моменту выполнения курсового проекта могут быть внесены некоторые изменения (при консультации с преподавателем).

2.2.  Нормы проектирования реконструкции

продольного профиля железной дороги

Необходимо изучить требования  СТН Ц-01-95 (раздел 4, пп.4.1-4.18)  применительно к продольному профиля при реконструкции существующей железной дороги или проектировании дополнительного главного пути и привести их в пояснительной записке для условий курсового проекта. В частности, надо указать требования к ограничивающему уклону, алгебраической разности и длине элементов профиля, величине радиуса вертикальных кривых.

Далее следует отметить несоответствие фактических данных по заданному продольному профилю нормативным требованиям.

2.3.  Методика проектирования реконструкции

продольного профиля

Реконструкция продольного профиля переустраиваемой железной дороги обусловлена заменой верхнего строения пути и приведением в соответствие нормативным требованиям проектной линии (см. п.1.2 и п.2.2). В некоторых случаях, реконструкция может быть вызвана необходимостью переустройства земляного полотна («больные» участки, недостаточные размеры основной площадки, негабаритные места и т. д.).

За проектную линию в условиях реконструкции и капитального ремонта пути принимают проектный уровень головки  рельса (ПГР).

Необходимо нанести проектную линию так, чтобы при наименьших необходимых подъемках и, по возможности, отсутствии срезок основной площадки земляного полотна получить профиль, соответствующий требованиям нормативных документов.