Построение плана тоннельного пересечения. Основные сведения о нагрузке на обделку тоннеля, страница 5

В выработках большого сечения, например в двухпутных железнодорожных и автодорожных тоннелях, успешно применяют автомобили – самосвалы. При комплексной механизации проходческих работ используют конвейерный транспорт, позволяющий отдалить место погрузки грунта в вагонетки от забоя и организовать непрерывную погрузку

Рельсовый транспорт в подземных выработках обычно устраивают двухпутным  из рельсов типов Р24, Р33, Р38.Ширина колеи 600, 750 и 900 мм.

Для перевозки грузов и оборудования используют вагонетки и платформы. Для откатки составов обычно используют контактные (троллейные) электровозы, получающие электроэнергию от воздушной контактной сети, подвешенной на высоте не менее 2,2 метра от уровня головки рельса. 

При небольших объемах перевозки грузов на прямых коротких участках с уклоном i ≥ 30 ‰ применяют канатную откатку тяговыми лебедками.

Анкерная крепь.

Новым и весьма эффективным видом временной крепи подземных выработок, не стесняющих их внутреннее пространство, является анкерная (штанговая) крепь (см. рисунок), область применения которой распространяется на все скальные грунты.

Анкерная крепь: а – схема крепи; б – конструкция стального анкера; в – то же железобетонного; 1 – анкер; 2 – стальная сетка; 3 – клин; 4 – стержень анкера; 5 – раствор; 6 – арматурный стержень.

Анкер 1 закладывают в предварительно пробуренное в грунте цилиндрическое отверстие – шпур и закрепляют вблизи дна шпура или по всей его длине. Анкеры, заделанные в горный массив, скрепляют его части, разделенные слоями и трещинами, значительно повышая устойчивость обнаженных грунтов.

В слабых грунтах анкеры поддерживают металлические дуги, за которые закладывают доски затяжки кровли. В грунтах средней крепости и крепких к анкерам подвешивают стальную сетку 2.

Наибольшее распространение получили стальные и железобетонные анкеры. Стальные анкеры клинощелевого типа отличает простата изготовления. Однако в связи с небольшой поверхностью контакта головки анкера и грунта несущая способность таких анкеров невелика. Значительно большей несущей способностью обладают стальные анкеры распорного типа, у которых в головной части помещена специальная гильза, распираемая гайкой, навинчивающейся на стержень анкера при его вращении в шпуре. Но из – за подверженности коррозии стальные анкеры сравнительно не долговечны.

Железобетонные анкеры долговечны, обладают большей несущей способностью, но включаются в работу лишь после того, как раствор в шпуре наберет достаточную прочность.

Возведение бетонной обделки.

Процессы, связанные с кладкой бетонной обделки, зависят от способа постройки тоннеля.

При сооружении тоннеля в слабых грунтах обделку возводят частями, объем одновременно возводимых бетонных работ невелик, поэтому для процессов, связанных с бетонированием обделки, используют средства малой механизации. Бетон обычно подают с поверхности в опрокидных вагонетках или в бадьях на платформах и укладывают в обычную опалубку из досок через направляющие лотки. Загрузку бетона в лотки выполняют подъемными механизмами. Уложенный бетон подвергают вибрированию поверхностными и глубинными вибраторами.

Кладку обделки, сооружаемой в слабых грунтах, выполняют параллельно проходке выработки с некоторым отставанием от нее.

 При сооружении тоннеля в крепких грунтах, когда выработка свободна от громоздкой крепи и обделка возводится одновременно от пят к эамку, создаются условия для полной механизации бетонных работ с использовапнем бетоноукладчиков, бетононасосов, инвентарной передвижной и сборно- разборной опалубки.

В этих условиях при возможности обеспечения высокого темпа кладки бетона в обделку бывает целесообразно отказаться от параллельного способа ведения работ, приняв последовательный способ, при котором до окончания проходки тоннельной выработки никакие другие работы не ведут.

К бетонным работам относится также нагнетание за обделку, цель которого – обеспечить совместную работу конструкции и окружающего грунта благодаря заполнению полостей между ними, остающихся после бетонирования.

6.  Содержание тоннелей.

Для обеспечения непрерывного и безаварийного движения поездов организуют технический надзор за состоянием тоннеля. Его цель заключается в современном обнаружении и быстром устранении всех повреждений в обделки, тоннельном оборудовании и железнодорожном пути.