Современное состояние и тенденции развития ядерной энергетики в странах Западной Европы. Часть I (Этапы развития и современное состояние), страница 2

Особенно важную роль в определении ядер­но-энергетической стратегии сыграли политиче­ские силы Германии. В настоящее время на 18 блоках АЭС производится около трети всей электроэнергии. После воссоединения в 1990 г. Западной и Восточной Германии в последней были закрыты все АЭС с реакторами советской конструкции по соображениям безопасности. Пришедшее в октябре 1998 г. к власти коалици­онное правительство социал-демократов и «зе­леных» смогло добиться пересмотра закона об атомной энергии и проведения политики, на­правленной на полный отказ Германии от ядер­ной энергетики. Ядерно-энергетические фирмы были обязаны разработать график закрытия АЭС, и в случае его невыполнения они могли лишиться государственной компенсации за дос­рочный вывод АЭС из эксплуатации (при том, что по закону все АЭС имели неограниченный срок лицензии на эксплуатацию и государствен­ные гарантии компенсации в случае досрочного вывода из эксплуатации по независящим от фирмы причинам). В июне 2000 г. было достиг­нуто компромиссное соглашение, по которому за владельцами АЭС сохранялось право на экс­плуатацию блоков в течение ограниченного ряда лет и запрещался внезапный запрет на эксплуа­тацию в рамках срока полномочий данного со­става правительства. В этом соглашении содер­жались два основных положения: государство отвечает за право эксплуатирующей фирмы на эксплуатацию данной АЭС и соблюдение гаран­тий, что эта эксплуатация и вопросы обращения с радиоактивными отходами будут защищены от «политического вмешательства».

В 2001 г. между лидерами красно-зеленой коалиции и четырьмя главными энергетически­ми фирмами было подписано соглашение, под­крепляющее действие компромиссного согла­шения, достигнутого в 2000 г. По новому со­глашению фирмы обязались ограничить срок эксплуатации АЭС 32 годами, но в случае сни-


жения экономического эффекта от эксплуатации некоторые АЭС могли быть выведены из экс­плуатации в ближайшие годы, а на уже останов­ленном блоке («Мюльхайм-Карлих», 1219 МВт) в 2003 г. должны были начаться работы по де­монтажу. Запрещалось строительство новых АЭС в будущем и давалось разрешение на хра­нение облученного топлива на площадке АЭС. Новое положение особенно затронуло интересы фирм-изготовителей ядерных реакторов: запрет на строительство новых АЭС равноценен отказу от ядерной энергетики в Германии.

Если Германия, согласно Киотскому прото­колу, в 2008—2012 гг. намерена сократить вы­бросы парниковых газов по сравнению с 1990 г. как минимум на 21%, то этого можно достичь лишь сохраняя ядерную энергетику. В Германии понимают, что для покрытия растущего энерго­потребления с одновременным сохранением ок­ружающей среды необходимо использовать все доступные энергоносители и развивать все имеющиеся энерготехнологии. Производство электроэнергии на АЭС с учетом его преиму­ществ будет играть важнейшую роль, а условия для принятия решения о строительстве новых АЭС через 10—15 лет будут совсем другие, чем сегодня.

Планируемая замена АЭС субсидируемыми источниками энергии (на возобновляемых энер­гоносителях) без соответствующей экономиче­ской компенсации или получения электроэнер­гии из-за границы не сможет обеспечить устой­чивое энергоснабжение. Такая политика, по оценкам экспертов, может привести к необхо­димости дополнительных отчислений немецких налогоплательщиков в федеральный бюджет в размере 250 млрд дол. в период до 2020 г.

Для решения проблемы будущего развития электроэнергетики необходимо здравое полити­ческое решение, которое бы не отрицало по идеологическим соображениям значения ядер­ной энергетики для экономики страны, охраны окружающей среды и устойчивого развития. В настоящее время все большая часть населения страны высказывается за продолжение эксплуа­тации АЭС [2]. Против решения Федерального правительства выступают правительства неко­торых земель, особенно тех, на территории ко­торых находятся АЭС (земля Баден-Вюртемберг имеет на своей территории 58% общего числа АЭС). Они намерены организовать протест про­тив закрытия АЭС и выступают за продление срока их эксплуатации с 30 до 50 лет [3].