Развитие иконописи в России

Страницы работы

Содержание работы

Развитие иконописи в России.

Православие – часть христианства.

Православие и католичество разошлись в 1054.

Продажа икон за рубеж началась в 1970-ых годах.

Икона – (с древнегреческого «поклонение») предмет культа и произведение искусства.

Павел Флоренский – «Икона – это окно в мир невидимого в другую реальность, это власть души над телом».

Илья Глазунов – «Каждая картина стремится стать иконой, каждое здание – храмом»

Самая древняя икона хранится в Венеции в соборе святого Марка с изображением богоматери (6 век нашей эры).

Родиной икон является древний Египет, начало века, когда египтяне тали украшать надгробия людей портретами, написанные на досках, где было изображено лицо умершего. Портреты были найдены в 19 веке в деревне Фаюм в северном Египте и стали называться «фаюмские портреты». Ученые считают, что икона стала продолжением развития фаюнского портрета.

787 год вселенский христианский съезд в Греции в городе Никея впервые провозгласил икону истинным выражением христианской веры.

Начиная с 8 века в Греции на территории афонских монастырей стала формироваться иконописная школа, где учили писать иконы. Там же была разработана теория написания иконы, которая называется «иконография» (это 2 книги: одна с описаниями, одна с рисунками, как писать иконы). Там же были разработаны правила написания иконы (каноны):

1.  Икона – это сочетания цветовых пятен и линий;

2.  Икона всегда плоскостная – не передачи объема и веса;

3.  фигуры неподвижны;

4.  Нет времени и пространства;

5.  Нет теней;

6.  Полная симметрия;

7.  Золотой фон – это божественный свет;

8.  Нимб или круг вокруг головы – это признак святости.

В Россию икона пришла в 988 году. Впервые появилось слово «богатый». Угол, где вывешивались иконы, называется божница. С приходом в Россию иконопись разделилась на 2 школы: южная киевская икона, северная школа Новгородская. С конца 12 века и по 14 век иконы не писались. В конце 14 века, появляются новые иконописцы.

В России с конца 14 века искусство иконописи соединилось с  русской философией, с русским миропониманием. И это соединение дало иконописи совершенно новый и необычный характер. Иконописные центры появляются в 150 монастырях России.

1551 год собирается Русский православный собор (съезд), где утверждается какой должна быть русская икона. С этого момента начинается отсчет русской иконы, а не греческой.

В 18 веке икона стали украшать золотом, серебром и драгоценными камнями. Эти украшения называются «оклад».

В конце 19 в начале 20 века благодаря науке химии иконы научились реставрировать – восстанавливать краски.

В 1904 году в Москве была собрана первая выставка иконописи, на которой впервые показали отреставрированную, отмытую икону 15 века «Троица» Андрея Рублева. После выставки иконопись впервые перестали называть ремеслом, а стали назвать искусством.

Первые книги об иконах вышли в 1917 году. Написали книги братья Трубецкие. Иконы хранились в колокольнях, все старые иконы сохранились, благодаря старообрядцем.

Первая экспедиция отправилась в 1918 для сбора икон для музея.

Этапы создания иконы:

1)  Подбирается сосна или липа

2)  На доску наклеивается мешковина - поволока

3)  Грунт накладывается на холст (мел + клей). Грунтовка холста – лебкас (на поволоку накладывается лебкас).

4)  Изготовление красок – яичная темпера.

5)  Сделанная работа покрывается не менее трех раз жидкостью, которая называется олифа. Краски начинают блестеть.

Как ведут себя те, кто пишут иконы. Ковры на библейскую тематику называются плащаницы.

Сюжеты икон:

5 ГРУПП СЮЖЕТОВ:

1.  Иконы на темы библии - библейские сюжеты

2.  Иконы на тему «История Христианской церкви»

3.  История русской православной церкви - Христианские герои России

4.  Языческие боги, которые получились Христианские имена

5.  Иконы, собранные у старообрядцев - старообрядческие иконы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
17 Kb
Скачали:
0