Проблемные познания в философии XVII века

Страницы работы

Содержание работы

28 02 12

2) Проблемные познания в философии XVII века

Адекватные идеи

Адекватной является идея, которая равна своему объекту

Адекватной можно считать идею, причина которой нам известна.

3 рода познания:

1)  Познание с помощью восприятия – знания, полученные от восприятия не всегда адекватны.

2)  Познание с помощью разума – включаются логические способности. С помощью разума мы имеем понятие четкое и ясное

3)  Познание с помощью интуиции – совершенный род познания. Интуиция доступна не многим

«Свобода есть познанная необходимость» - Бенедикт Спиноза.

Готфрид Лейбниц (1646-1716)

Монадология

Основные положения:

Утверждается возможность бесчисленного множества непротиворечивых миров.

Монады являются основополагающими элементами бытия

Главное свойство бытия – динамизм

В мире предусмотрена и реализуется гармония и мир движется к наилучшему

Монада по Лейбницу – живая первооснова бытия

Свойства:

·  Монада не занимает места в пространстве

·  Монады вечны

·  Монады независимы от внешнего мира (не имеют «окон»)

·  Монады различны по качествам

·  Монады наделены внутренней энергии

·  Бог излучает монады

·  Бог установил гармоническое развитие монад в бесконечности времени

·  Бог – благо. Он делает так чтобы этот мир был наилучшим из возможных.

Давид Юм (1711-1776) – агностик, атеист, сенсуалист, индетерминист

Отрицал наличие духовной субстанции.

Ум имеет только с впечатлениями, которые складываются из мелких восприятий. Эти впечатления становятся знаниями, благодаря способности разума к синтезу.

Выступал противником детерминизма

Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи, ограничение обусловленности всех явлений.

II. Эпоха Просвещения

Основное умонастроение: все должно опираться на разум (рационализм)

Отрабатывается идея прогресса.

Прогресс определяется развитием науки, образования, культуры

Разрабатывается идея правового государства

Основы естественного права.

Вольтер (1694-1778) «Философский словарь»

«Осмельтесь мыслить самостоятельно»

«Лучшее правительство то, которое подчиняется законам»

«Раздави гадину (церковь)»

«Бог один, религий много»

Бог есть, но он не вмешивается в дела людские.

Деизм – учение, признающее существования бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося за тем по собственным законам

Вольтер ввел термин «культура» и «философию истории»

Жан Жак Руссо (1712-1778) «Трактат об общественном договоре»

Отрицал идею общественного прогресса.

Полагал, что лучшие времена были в прошлом.

Выступал противником частной собственности

«Именно частная собственность испортило человечество»

Идея общественного договора, как основа идеального государства.

Общественный договор состоялся во имя солидарности

Дени Дидро (1713-1784) «Энциклопедия»

Дидро развивает идею всего живого от молекулы до разума, как эволюции

Поль Гольбах (1723-1789) - материалист

Материя состоит из атомов. Духовные процессы – производные от материальных процессов

Именно он дал классическое определение материи

Материя – все то в объективной реальности, что воздействия на наши органы чувств вызывают ощущения.

Немецкая классическая философия

Представители: Кант, Гейгель

Эммануил Кант (1724-1804)

«Критика чистого разума» - теория познания

«Чистый разум – способность к познанию»

«Критика практического знания» - изложение

«Критика способности суждения» - эстетические взгляды.

Гносеология: Кант в гносеологии вводит понятие «Вещь сама по себе» (Вещь в себе)

Человек с помощью своих органов чувств не может непосредственно принять вещь саму по себе в ее сущности и полном объеме.

Человек познает только с помощью чувств определенные формы и стороны этой сущности. Он познает мир явлений, а мир явлений – феномены.

Кант является агностиком. Как и Юм он полагал, что познание осуществляется с помощью чувств и рассудка. При этом в рассудке располагаются априорные (доопытные ) формы чувственного восприятия и понятия. (НЕ ПУТАТЬ С ВРОЖДЕННЫМИ ИДЕЯМИ)

«Человек – всегда цель, но не средство»

Категорический императив – то, что человек должен для себя выработать как основу.

Категорический императив - это нравственный закон в этике Канта. Предписывает каждому действовать по правилу, относительно которого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0