Содержание лекционного курса по дисциплине "История экономических учений". Экзаменационные вопросы

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ВВедение

Экономическая мысль – явление весьма древнее. С тех пор, как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были, скорее, технологические и технические вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали приближаться к анализу социально-экономических сторон хозяйственной жизни.

В дисциплине «История экономических учений» изучается сложное переплетение социальных, материальных и духовных сторон жизни человека. Экономические учения – это система экономических взглядов различных слоев общества на решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и распределение жизненных благ.

Содержание курса

Лекция 1

История экономических учений как составная часть экономической науки.

Экономическая мысль древнего мира

Предмет и метод истории экономических учений. Цели и задачи курса истории экономических учений.

Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Тоталитарная утопия товарного хозяйства у Аристотеля.

Экономическая мысль Древнего Рима. Экономические идеи братьев Гракхов. Катон. Цицерон. Колумелла.

Экономическая мысль древнего Востока (Вавилония, Китай, Индия). Вавилония. Закон царя Хаммурапи. Китай. Конфуций. Коллективный трактат «Гуань-Цзы». Индия. «Артхашастра».

Лекция 2

Экономическая мысль средних веков

Экономическая мысль средневековой Европы. Экономические воззрения Фомы Аквинского. Августин. Социальные утопии позднего средневековья: Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

Экономическая мысль средневековой России. Экономические законы Киевской Руси, Московского княжества, Новгородской земли.

Экономические идеи Ивана Пересветова. «Правительница» Ермолая-Еразма. Матвей Башкин. Феодосий Косой.


Лекция 3

Меркантилизм – первая школа политической экономии

Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Две стадии меркантилизма. Протекционизм.

Особенности меркантилизма в отдельных странах (Англия, Франция). Т. Мен, А. Монкретьен, Ж. Кольбер. Работа Мена «Богатство Англии во внешней торговле».

Меркантилизм в России. Экономические идеи И. Т. Посошкова. Экономическая политика А. Л. Ордын-Нащокина и Петр I. Принципы экономической политики Петра I.

Лекция 4

Возникновение классической школы политической экономии

в Англии и во Франции

Общая характеристика классической школы и экономического либерализма. Условия и причины возникновения. Экономические идеи У. Пети. Теория стоимости и цены У. Пети.

Экономические идеи П. Буагильбера. Утопия безденежного обмена, ее несостоятельность и историческая судьба.

Лекция 5

Экономическая школа физиократов

Общая характеристика физиократии. Концепция «естественного права». Место физиократии во французской общественной мысли XVIII века. Учение Ф. Кенэ о чистом продукте, производительном труде, капитале, классовой структуре общества. Экономическая таблица Ф. Кенэ – первая схема воспроизводства. Ее теоретическое и практическое значение. развитие теории физиократии А. Р. Ж. Тюрго. Тюрго об отчуждении производителя от средств производства. Субъективная теория ценности Тюрго.

Лекция 6

Экономическое учение Адама Смита

Философия «экономического человека» и разделение труда А. Смита. Книга Смита «исследование о природе и причинах богатства народов». Учение Смита об обмене и деньгах. Теория стоимости Смита. Теория доходов: заработной платы, прибыли, процента, ренты.

Теория капитала, его структура и воспроизводство. Валовой и чистый доходы общества. Теория производительного и непроизводительного труда. Современное значение учения А. Смита, его концепции экономической свободы.

Лекция 7

Экономическое учение Давида Рикардо

Философия Давида Рикардо. «Начало политической экономии и налогового обложения», ее содержание и структура. Теория стоимости Рикардо. Теория земельной ренты. Теория заработной платы и прибыли. Теория денежного обращения. Категория капитала, взгляды на воспроизводство.

Лекция 8

Развитие идеи классической школы политической экономии

и возникновение новых экономических концепций

Экономическое учение Сисмонди. Философия Сисмонди. Работа «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению».

Предмет экономической теории по Сисмонди.

Учение Сисмонди о национальном доходе и потреблении. Трактовка кризисов перепроизводства.

Экономическая теория в Англии. Концепция Т. Р. Мальтуса: теория народонаселения, реализации и «третьих лиц». Теория стоимости как обмена услугами на основе полезности Ж. Б. Сея. Закон реализации Сея, его историческая судьба. теория факторов производства Ж. Б. Сея.

Лекция 9

Возникновение и развитие

социалистических экономических учений

Возникновение социалистической экономической теории в Западной Европе.

Анри де Сен-Симон. Его взгляды на капитализм, на классовую структуру современного ему общества, и на общество будущего.

Шарль Фурье. Взгляды на капитализм. Изображение нового общественного строя.

Роберт Оуэн. Взгляды на капитализм. Общество будущего в изображении Оуэна.

Социалистические идеи в россии. Крестьянский социализм А. И. Герцена и Н. П. Огарева.


Лекция 10

завершение классической политической экономии

Джон Стюарт Милль. Книга Милля «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» в 5 томах.

Карл Маркс. «капитал» – труд его жизни. Концепция о базисе и надстройке, теория классов, теория капитала, трудовая теория стоимости. Ключевая теория учения К. Маркса – теория прибавочной стоимости. Теория цикличности экономического развития при капитализме. Концепция простого и расширенного воспроизводств.

Лекция 11

Маржинализм как переоценка ценностей

классической политической экономии

Маржинальная экономическая теория. Американская школа маржинализма. И. Фишер и А. Пигу. маржинальная революция. предшественники маржинализма (Г. Госсен, О. Курно, Ж. Дюпри, И. Тюнен).

Лекция 12

первый этап «маржинальной революции».

Субъективная направленность теории первого этапа

Австрийская школа маржинализма в экономической теории.

Карл Менгер. Книга Менгера «Основания политической экономии». теория стоимости (ценности) Менгера.

Ойген фон Бем-Баверк. Теория ожидания Бем-Баверка. Его работа «Основы теории ценности хозяйственных благ».

Фридрих фон Визер. Способ определения суммарной полезности Ф. Визера.

Уильям Стенли Джевонс.

Леон Мари Эспри Вальрас. Основной труд Л. Вальраса «Элементы чистой политической экономии».

Лекция 13

Второй этап маржинальной революции

и возникновение неоклассической экономической теории

Кембриджская школа маржинализма – А. маршалл. Шестикнижье «Принципы экономикс». Концепция об эластичности спроса Маршалла.

Американская школа маржинализма – Дж. Б. Кларк. Сочинения Д. Кларка «Философия богатства» и «Распределение богатства». Закон предельной производительности Дж. Б. Кларка.

Лозаннская школа – В. Парето. «оптимум Парето».

Лекция 14

Теории социального контроля общества над экономикой.

Теории несовершенного рынка

Возникновение американского институционализма. Т. Веблен как основоположник институционализма. Его работа «Теория праздного класса». Дж. Р. Коммос, У. К. Митчелл. Эконометрические исследования экономических институтов.

Теории монополистической и несовершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинс.

Лекция 15

Эволюция теории государственного регулирования экономики

Дж. М. Кейнс и кейнсианские модели государственного вмешательства в экономические процессы. Неолиберальная концепция государственного регулирования экономики. Фрайбургская школа. Чикагская школа. Лондонская школа.

Лекция 16

Кейнсианские модели экономического роста

Динамическое равновесие. Модель мультипликатора Кейнса. Модель роста Харрода-Домара. Модель роста Калдора.

Лекция 17

неоклассические модели экономического роста

Теория производственной функции. Первые неоклассические модели экономического роста. Роль технического прогресса и инвестиций в процессе экономического роста. Модель оптимального роста и «золотое правило» накопления капитала.

Лекция 18

Экономические воззрения Иозефа Шумпетера

Общая проблематика исследований и интеллектуальная биография. Методология и история экономического анализа. Теория экономической динамики. Концепция общественного развития.


Лекция 19

Стокгольмская школа и теория процента Фишера

Теория кредитно-денежного регулирования цикла К. Викселля. Динамический анализ шведской школы. Теория инвестиционных решений (оценки инвестиционных проектов).

Лекция 20

Неоклассическая теория денег, процента и цен

Количественная теория денег. Кумулятивный процесс. Денежное равновесие.

Лекция 21

Отечественная экономическая мысль

Методологические проблемы 20-х гг. Вопросы рынка в экономике СССР 20–30-х гг. проблема денежного обращения. Вклад Л. Н. Юровского в разработку денежной реформы 1922–1924 гг.

Лекция 22

Отечественная экономическая мысль

Становление теории общественного воспроизводства в 20–30-х гг. Концепции народнохозяйственного планирования. Обоснование плана ГОЭЛРО.

Лекция 23

Отечественная экономическая мысль

Дискуссии вокруг заданий первой пятилетки. Осуществление индустриализации в первом пятилетнем плане. А. В. Чаянов – защитник крестьянства и кооперации. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства, теория крестьянской кооперации, вопросы организации аграрного сектора.

Лекция 24

Н. Д. Кондратьев: исследование проблемы

экономической динамики

Основные этапы жизни и деятельности. Концепция народнохозяйственного планирования. Учение о «больших циклах конъюнктуры». Вопросы статики и динамики.


Лекция 25

Экономико-математическое направление

в отечественной экономической мысли

Л. И. Канторович – создатель теории линейного программирования (1939 г.). Модели экономического роста 20–30-х гг. Теории эффективности капиталовложений в СССР.

В. В. Новожилов – создатель экономической школы эффективности капиталовложений (30–50-е гг.).

Блок контроля

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют письменную зачетную или письменную экзаменационную работы.

Студентам, обучающимся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», для получения итоговой оценки необходимо выполнить зачетную работу в виде итогового теста.

Студентам, обучающимся по направлению 521600 «Экономика», для получения итоговой оценки необходимо выполнить экзаменационную работу. Варианты экзаменационного билета высылаются.

требования к выполнению и оформлению зачетной и экзаменационной

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
69 Kb
Скачали:
0