Оценка финансового положения международной компании: Методические указания к выполнению лабораторной работы

Страницы работы

62 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Возникают две основные задачи: научиться вести учет в условиях рыночной экономики и научиться разбираться в зарубежных методиках учета и отчетности.

Решение этих задач позволит получить ответы на вопросы, возникающие в сфере международного бизнеса. Какую зарубежную фирму выбрать в качестве делового партнера? Какова экономическая целесообразность вложения собственного капитала в зарубежную компанию?

Для того, чтобы получить ответы на поставленные вопросы, необходимо понимать и уметь анализировать финансовую отчетность зарубежных партнеров.

При проведении анализа финансового положения зарубежных компаний необходимо учитывать национальные особенности, которые имеет учет в той или  иной стране. Можно выделить 4 основные модели учета: британо-американскую, континентальную, южноамериканскую и исламскую. Данные модели учета различаются не только принципами ведения, но и практикой построения финансовых отчетов.

В настоящей лабораторной работе представлены финансовые отчеты, построенные в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета – IAS ( International Accounting Standards), в основе которых лежит британо-американский вариант методологии финансового учета.

Данное пособие состоит из двух частей. В первой приводятся основные требования  к построению финансовых отчетов в соответствии с IAS и предлагаемая методика проведения финансового анализа, во второй содержатся указания к проведению расчетов с использованием персонального компьютера.

Часть 1.

Финансовая отчетность зарубежной компании.

1.1   Годовой финансовый отчет.

В соответствии с международными стандартами (IAS) полный комплект годовой отчетности содержит:

-  отчет руководства,

-  описание учетной политики,

-  формы отчетности (баланс; отчет о прибыли и убытках; отчет о движении денежных средств; отчет об изменениях в акционерном капитале)

-  пояснения к формам отчетности,

-  заключение   аудитора.

Финансовая отчетность западных компаний представляет собой красочно оформленные буклеты, которые помимо самих форм отчетности, заверенных аудитором, содержит много другой информации: обращение президента компании, отчет совета директоров, анализ развития фирмы за предыдущие годы, прогноз на будущее, описание социальной политики, география инвестиций и т.д. Такая информация не регулируется IAS. Она представляется по усмотрению компании и несет большую смысловую нагрузку, поскольку призвана убедить пользователей в респектабельности фирмы.

Международные стандарты определяют минимальный состав статистической финансовой отчетности и содержание элементов отчетности.

Для оценки финансового состояния зарубежной компании в данной лабораторной работе предлагается использовать информацию из балансового отчета, отчета о прибыли и убытках и отчета об изменениях  в акционерном капитале.

1.2   Баланс (Balance sheet).

Балансовый отчет (отчет о финансовом положении) отражает состояние финансов компании  на конкретный момент времени – конец отчетного периода.

Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актива и пассива, итоги которых всегда равны.

Построение баланса может быть:

      -    вертикальным, в форме отчета (активы - сверху, пассивы – снизу) – report form,

-  горизонтальным, в форме бухгалтерского счета (активы - слева, пассивы – справа) – account form.

По размещению разделов и статей балансы принято делить на:

-  американский,

-  английский,

-  континентальный.

В общем виде схемы указанных балансов имеют вид:

Американский баланс:  Активы = Обязательства + Капитал

Английский баланс:      Активы – Обязательства = Капитал

Континентальный баланс:  Активы = Капитал + Обязательства

Международными стандартами признаны все разновидности балансов. IAS  лишь устанавливает минимальный перечень статей.

Перечень статей баланса по IAS представлен   в таблице 1.

                                                                                                    Табл. 1.

Балансовый отчет

(Balance sheet)

Активы

(Assets)

Текущие активы

(Сurrent/short-term assets)

-  денежные средства (Cash)

-  реализуемые ценные бумаги (Marketable securities)

-  счета и векселя к получению (Accounts and notes receivable)

-  товарно-материальные ценности/запасы (Inventories)

-  прочие текущие активы (Other current assets)

     Итого текущие активы (Total current assets)

Долгосрочные активы

(Long-term/fixed assets)

-  основные средства (Land, buildings  equipment)

-  гудвил и другие нематериальные активы (Goodwill and other intangible assets)

-  другие активы (Other  assets)

Итого активы (Total  assets)

Обязательства и капитал

(Liabilities and stockhoulders’ equity)

Текущие обязательства

 (Current/ short-term liabilities)

-  cчета расчетов с поставщиками (Accounts payable)

-  издержки к оплате (Accrued expenses payable)

-  отчисления по уплате налогов (Income taxes)

-  прочие текущие обязательства (Other current liabilities)

     Итого текущие обязательства (Total current liabilities)

Долгосрочные обязательства

(Long-term liabilities)

-  отложенное налогообложение  (Differed taxes)

-  долговые обязательства по облигациям (Bonds payable)

-  прочие долгосрочные обязательства (Other long-term liabilities)

Акционерный капитал

(Stockholders’ equity)

-  обыкновенные акции (Common stock)

-  привилегированные акции (Preferred stock)

-  дополнительный капитал (Capital surplus)

-  нераспределенная прибыль (Retained earning)

     Итого обязательства и акционерный капитал (Total  liabilities and stockholders’ equity)

1.2.1  Активы

          (Assets)

Активы, обозначающие имущество, ресурсы, находящиеся в собственности фирмы, подразделяются на текущие (краткосрочные) и постоянные (долгосрочные) активы.

Текущие активы предполагается использовать в течение одного года (одного операционного периода).

Текущие активы  включают следующие статьи:

1.  “Денежные средства” (Cash):

-  в банке (Cash in bank/ Current accounts)

-  наличность (Cash in hand)

-  в подотчете (Petty cash)

-  денежные эквиваленты (Cash equivalents), т.е. инвестиции в высоколиквидные  ценные бумаги со сроком получения дохода в течение 3-х месяцев

-  денежные документы: векселя (notes),  чеки (сhecks), депозиты в банках  (bank deposits)

Величина денежных средств отражает сумму средств, необходимую для обслуживания текущих потребностей фирмы.

2.  “Реализуемые ценные бумаги” (Marketable securities). Эта статья может называться также “Краткосрочные инвестиции” (Short-term investments). Здесь отражается объем находящихся на балансе ценных бумаг со сроком погашения (получения дохода) в течение одного года.

3.  “Счета и векселя к получению” (Accounts  and notes receivable). В данной статье раскрывается дебиторская задолженность фирмы.

4.  “Товарно-материальные запасы” (Inventory):

-  сырье и материалы (Raw materials)

-  товары (Goods)

-  готовая продукция (Finished goods)

-  незавершенное производство (Work-in-progress)

-  незавершенное строительство (Work-in-сonstruction)

Оценка запасов в балансовом отчете может осуществляться с помощью следующих методов:

-  “FIFO” (First in – First out) – “первый в запас – первый в расход”

-  “LIFO” (Last in – First out) – “последний в запас – первый в расход”

-  Метод средневзвешенной стоимости (Average cost)

Выбранный метод оценки запасов фирма описывает в своей учетной политике.

Долгосрочные активы предназначены для использования на длительный срок (свыше года) для производства продукции, ее хранения и транспортировки.

К долгосрочным активам относятся следующие статьи:

1.  “Основные средства”

-  земельная собственность (Land)

-  здания и сооружения (Buildings)

-  производственное оборудование (Equipment)

Чаще всего основные средства отражаются в балансе одной строкой по балансовой (остаточной) стоимости (за минусом износа).

Возможно представление основных средств по первоначальной стоимости. В этом случае отдельными строками указываются величина амортизационных отчислений и остаточная стоимость основных средств.

В пояснительной записке к балансу указывается, какой метод начисления амортизации использовался: равномерный или ускоренный.

2.  “Нематериальные активы” (Intangible assets) – это активы, не имеющие материальной формы выражения:

-  торговые знаки (Trade marks)

-  патенты (Patents)

-  авторские права (Copyrights)

-  товарные знаки (Brand marks)

-  франшизы (Franchises)

-  лицензии (Licenses)

-  технологии (Know-how)

-  НИОКР (Research and development)

-  гудвил (Goodwill)

Нематериальные активы отражаются в балансе по стоимости приобретения за минусом износа.

Стоимость нематериальных активов показывается по двум статьям: гудвил и прочие нематериальные активы.

Гудвил – это репутация фирмы, т.е. стоимость фирменной марки, репутации продукции фирмы, номенклатуры, неосязаемых активов предприятия.

В пояснительной записке приводится информация о стоимости гудвила и утвержденных строках его описания.

3..”Долгосрочные инвестиции” – активы, которые приобретаются с целью получения дохода от владения ими:

-  инвестиционная собственность (Investment property) – земля, здания, сооружения и другие ценности, не участвующие в основном производственном процессе

-  долгосрочные финансовые инвестиции (Long-term financial investments) – прямые инвестиции в уставные капиталы других компаний, финансовая долгосрочная помощь, долгосрочные займы, государственные долгосрочные ценные бумаги и т.д.

1.2.2  Обязательства

          (Liabilities)

Обязательства приводятся в разделе пассивов. Они содержат информацию о привлеченных (заемных) источниках активов.

Обязательства классифицируются на:

-  краткосрочные (текущие) (short-term/ current liabilities)

-  долгосрочные (long-term liabilities)

Краткосрочные обязательства предполагается погасить в течение одного года со дня составления баланса.

Обычно в балансовых отчетах зарубежных фирм указываются следующие статьи краткосрочных обязательств:

      1. ”Cчета расчетов с поставщиками” (Accounts payable). В данной статье отражаются долги фирмы перед поставщиками.

      2. “Векселя к оплате” (Notes payable) – отражаются суммы задолженности финансовым учреждениям.

3.  “Начисленные обязательства под затраты”/“ Издержки к оплате” (Accrued expenses payable) –отражаются суммарные, начисленные на день составления баланса, но фактически не выплаченные заработная плата, пенсии, страховые платежи

Похожие материалы

Информация о работе