Проектирование вспомогательной котельной установки судна

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

мощности, на котором двигатель может эксплуатироваться до 90 – 95% ходового времени.

Необходимо пересчитать значения параметров с режима НМДМ на режим ДЭМ. Для двигателей фирмы MAN разработана методика такого пересчета. Она изложена в работе [6] и приведена также в работах [1 и 7], куда и отправляем желающих ознакомиться с методикой.

На основе этой методики разработан программный комплекс RESURSY. Для того, чтобы воспользоваться возможностями этого комплекса нужно заполнить файл исходных данных, представленный в табл.6.1. Мощность и частота на режиме оптимизации No и n это выраженное в % отношение мощности NESPк NEL1 и частоты NSP к NL1. Мощность и частота на длительном режиме Nр и ОВР есть выраженное в % отношение мощности NERDк NESPи частоты NR к NSP.

Указанные мощности и частоты приведены в табл.6.2, являющейся вырезкой из файла GDMC1W.DAT– результата работы модели WYBOR2002 при заданном значении индекса цилиндра. Они выражены в процентах: N от мощности на режиме НМДМ, а n от частоты на этом же режиме. Значение 100% означает, что режим СМДМ не вводился. Параметры Nэ и nэ отнесены к аналогичным параметрам на режиме СМДМ, и так как последний не вводился, то к параметрам на режиме НМДМ.

Таблица 6.1

Данные для расчета вторичных энергоресурсов

Наименование переменной

I

R

Значен.

1

Мощность на режиме СМДМ

N

%

100.0

2

Частота на режиме СМДМ

n

%

100.0

3

Температура воздуха в МКО      

Tv

оС

27.0

4

Барометрическое давление       

Pv

МПа

0.10

5

Температура забортной воды     

Tw

оС

27.0

6

Противодавление на выхлопе

dPв

МПа

0.003

7

Мощность на длительном режиме

Nэ

%

85.0

8

Частота на длительном режиме

nэ

%

94.7

9

Температура воздуха в продувочном коллекторе ГД

Tн

оС

50.0

10

Температура пресной воды перед ГД

Tп

оС

70.0

11

Температура масла перед ГД

Tм

оС

42.0

12

Индекс типоразмера цилиндра МС

J

20

13

Число цилиндров МОД в агрегате 

ZC

6

14

Признак наличия ТКС

TCS

0

15

Код типа движителя

WIN

1

В последних 4-х строках таблицы 6.1 заданы другие факторы, влияющие на результаты пересчета параметров, это индекс цилиндра (J=20), их число в составе агрегата МОД (ZC=6), тип ТКС (отсутствует) и тип винта (ВФШ).

Остальные параметры табл.6.1 являются стандартными параметрами, рекомендованными фирмой MAN и без особых обстоятельств в замене не нуждаются.

В табл.6.2 и 6.3 приведены результаты работы модели RESURSY с данными из табл.6.1. В табл. 6.2 приведены параметры рабочих тел главного двигателя на режиме номинальной максимальной длительной мощности. Фактически в этой таблице приведена выборка  данных из табл. 5.1 и 5.2 раздела 5 для двигателя 6 S50MC, который был выбран в разделе 2 и анализировался в разделе 3 и 4. Режим НМДМ анализируется при выборе двигателя и обеспечивает достижение максимальной скорости на испытаниях судна на скорость. Этот режим не длительный, используется редко при увеличении скорости для выдерживания расписания движения.

Таблица 6.2       

Баланс систем на один цилиндр МОД типа МС на режиме НМДМ

Знач.

Наименование переменной

R

20

Типоразмер цилиндра МОД типа МС

-

3.700 

Расход продувочного воздуха

кг/с

3.760 

Расход выхлопных газов

кг/с

235.0 

Температура выхлопных газов

оС

11.70 

Расход пресной воды

м3

41.70 

Общий расход забортной воды

м3

30.80 

Расход циркуляционного масла

м3

1.030 

Расход масла смазки распредвала

м3

568.0

Отвод теплоты от продувочного воздуха

кВт

26.30

Расход забортной воды через охладитель воздуха

м3

111.70

Отвод теплоты от циркуляционного масла

кВт

15.70 

Расход забортной воды через охладитель пресной воды

м3

220.0

Отвод теплоты от пресной воды

кВт

Режим длительной эксплуатационной мощности используется 90 – 95 % ходового времени. В табл. 6.3 приведены параметры рабочих тел на этом режиме.

Таблица 6.3       

Баланс систем агрегата на режиме ДЭМ

Знач.

Наименование переменной

R

20

Типоразмер цилиндра МОД типа МС

-

6

Число цилиндров в составе агрегата

-

19.25 

Расход продувочного воздуха

кг/с

169.37 

Температура продувочного воздуха из ГТН

оС

19.56 

Расход выхлопных газов

кг/с

231.93 

Температура выхлопных газов на выходе из ГТН

оС

70.20 

Расход пресной воды

м3

84.23 

Температура пресной воды на выходе из ГД

оС

1162.86

Отвод теплоты от пресной воды

кВт

184.8

Расход циркуляционного масла

м3

637.48 

Отвод теплоты с циркуляционным маслом

кВт

Для целей утилизации теплоты вторичных энергоресурсов направим выхлопные газы в утилизационный котел, продувочный воздух в высокотемпературную секцию охлаждения воздуха, а пресную воду в утилизационную опреснительную установку.

6.3. Проектирование системы утилизации тепловых потерь

Так как анализируемое нами судно – танкер, он нуждается в большом количестве пара для подогрева перевозимого груза, мойки танков и общесудовые нужды, будем стараться получить в утилизационном котле наибольшее возможное количество пара.

Сначала направим выхлопные газы в утилизационные котлы типа КУП, по которым известны опытные кривые – зависимости производительности пара от количества и температуры газов. Эти кривые в форме аппроксимирующих зависимостей включены в модель WYBORUPG.  В табл. 6.4 приведены исходные данные для расчета утилизационного котла.                                                                                                                          Таблица 6.4

Исходные данные для выбора утилизационного котла

Наименование переменной

I

R

Значен.

1

Потребность в паре             

Dп

кг/ч

1700.   

2

Расход выхлопных газов         

Gг

кг/ч

70405.2

3

Температура выхлопных газов    

Tг

оС

231.93

4

Давление пара                  

Pп

МПа

0.50

  После обращения к модели  WYBORUPG.EXE  получаем результаты представленные в табл.6.5.                            

                                                                 Таблица 6.5

Результат расчета производительности УПГ

Наименование переменной

I

R

Значен.

Температура уходящих газов             

T2

оС

186.21

Температура пара (насыщенный)

Tп

оС

151.84

Средний температурный напор         

DT

оС

54.92

Выбран т/р УПГ КУП

КУП

т/р

КУП80СИ

Номинальная производительность

Dн

кг/ч

1700.00

Поверхность испарения

F

м2

76.0

Ширина

B

м

2.060

Длина

L

м

2.480

Высота

H

м

3.980

Сухая масса

Gс

т

4.00

Рабочая масса

Gр

т

4.40

Коэффициент теплопередачи

Kтп

Вт/

оСм2

0.2185

Фактическая производительность

Dф

кг/ч

1556.67

Подпись: 		    Таблица 6.6
    Параметры насыщения воды 
	и водяного пара
Давление, 
    бары	Температура, 
                  оС 
1	99,1
1,5	110,8
2	119,6
2,5	126,8
3	132,9
4	142,9
5	151,1
6	158,1
8	169,6
10	179

    

Выбран котел утилизационный паровой КУП80С (стандартный) с поверхностью теплообмена 76 м2. Его номинальная производительность 1700 кг/час. Фактически при данном расходе и температуре газов получено 1556,7 кг/час пара при давлении 0,5 МПа. Типоразмерный ряд котлов КУП приведен в Приложении. Давлению  0,5 МПа соответствует температура насыщения   151,1 оС, см. табл. 6.6. Как видно из табл. 6.7 этим паром можно подогреть мазут с маркой не выше    М-40, так как требуется температурный напор не менее 20 оС. Для разогрева мазута  М-100, наиболее дешевого топлива,  требуется пар с давлением 1 МПа и температурой насыщения 179 оС.

                                                                            Таблица 6.7

Температура топлива при обработке и использовании, оС

Марки  топлива

Перед

перекачкой

сепарацией

форсунками

Моторное  ДТ

5 – 10

40 – 60

65 – 75

Флотский мазут  Ф-8

5 – 10

40 – 60

65 – 75

Флотский мазут  Ф-12

10 – 25

55 – 80

90 – 95

Дизельный мазут  ДМ

35 – 50

80 – 95

100 – 110

Топочный мазут М-40

60 – 70

110 – 120

130 – 135

Топочный мазут М-100

80 – 90

130 – 140

150 – 155

Так как на некоторых режимах, для танкера это режим хода в балласте, а для сухогрузных судов это любой ходовой режим, на все нужды достаточно пара утилизационного котла, то парогенераторная установка выполняется по схеме рис. 1, в которой поддерживается давление, определяемое подогревом используемого тяжелого топлива. Как видно из рис.6.1 вырабатываемый утилизационным котлом и вспомогательным котлом пар объединяется и имеет давление 1 МПа для подогрева М-100, обеспечения его распыления и сжигания в главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательных котлах.

В утилизационных котлах, также как и в других теплообменных аппаратах, необходим температурный напор 20 – 25 оС. Это значит, что если получается пар с температурой 179 оС, то газы можно охладить не ниже 200 – 210 оС. То есть выхлопные газы из объединенной схемы выбрасываются в атмосферу не охлажденными – с температурой не ниже 200 оС.

 


В то же время на судне есть много потребителей не требующих столь высокой температуры пара – это бытовые потребители, подогрев груза на танкере, отопление, вентиляция и кондиционирование, собственно это все другие потребители теплоты на судне, причем, многие нуждаются в различной температуре пара или воды.

Получение большего количества греющего пара может быть обеспечено  в случае   применения  раздельных схем питания потребителей, один из вариантов которых представлен на рис. 6.2.  Греющий пар получается здесь в основном за счет использования утилизационных устройств, использующих вторичные энергоресурсы – теплоту рабочих тел отработавших в главных двигателях.

 


Утилизационный котел выполнен двухконтурным – в выскотемпературной секции получается небольшое количество пара для подогрева тяжелого топлива – до 3% от общей потребности танкера в теплоте на все нужды на режиме хода с подогревом груза. В низкотемпературной секции УК получается большее количество пара, ограниченное наступлением точки росы на поверхности кипятильных трубок. При содержании серы в топлива до 5% точка росы соответствует  137 оС. Для защиты трубок от коррозии на переменных режимах в контуре поддерживается температура насыщения 143 оС, что соответствует давлению 0,4 МПа. Газы охлаждаются до 160 оС и с такой температурой удаляются в атмосферу.

Поскольку общий перепад температуры газа в УПГ составляет 231,9 – 143 = 88,9 оС, то на получение 5% пара (2% – в запас на переменные режимы) температура газов снижается на 4,4 оС. Это обеспечивает в ВТС котла уменьшение поверхности нагрева из–за повышения температурных напоров. На входе в низкотемпературную секцию газы имеют температуру 227,5 оС. Это также благоприятно для НТС  котла по той же причине. Всего в УПГ может быть получено 2686,3 кг/час пара с двумя ступенями давления 1МПа – 5% и 0,4 МПа – 95%.

Высокотемпературная  секция охлаждения продувочного воздуха позволяет получить примерно такое же количество теплоты пара или горячей воды, как и в УК вследствие отсутствия в продувочном воздухе сернистых соединений. Точка росы при 100 оС не является опасной.

D втс = 69282 (169,4 – 120)/2330= 1470 кг/час

Современные утилизационные котлы рассчитаны на изменение давления в соответствии с потребностью судна, что позволяет тонко регулировать систему утилизации вторичных энергоресурсов. Утилизация теплоты пресной воды, охлаждающей втулки и крышки главных двигателей, рассмотрена в разделе 8.

В инструкциях по проектированию СЭУ со среднеоборотными двигателями приводятся данные, позволяющие рассчитать утилизацию теплоты выхлопных газов. Пример данных из расчета на один цилиндр для двигателя L40/54, работающего по винтовой линии с ВФШ, приведен в табл.6.8.

Таблица 6.8

Расход и температура выхлопных газов СОД на переменных режимах

Параметры СОД

I

R

Режимы эксплуатации

Нагрузка на режиме в % от НМДМ

N

%

100

85

75

50

Частота на режиме в % от НМДМ

n

%

100

95

91

79

Расход газов

Gгаз

кг/кВт.ч

7,0

6,95

6,8

7,15

Температура газов

Тгаз

оС

360

365

380

400

Данные таблицы могут быть  аппроксимированы следующими зависимостями:

Gгаз = (1759,2 / Np + 0,31518Np)1/2 ;

Tгаз = (3096,31000/Np + 98206)1/2.

В остальном методика такая же, как и для МОД.

6.4. Выбор основного оборудования ВКУ

Основное оборудование ВКУ – вспомогательные (работающие на топлива) и утилизационные котлы и высокотемпературные секции охлаждения продувочного воздуха

Похожие материалы

Информация о работе